Инна Cвятенко: “Безопасность — женское дело“

Таких женщин обычно называют хрупкими. Их балуют с детства, лелеют и смотрят, чтобы никто не обижал. Таких, как она, но не ее.

Председатель комиссии Московской городской думы по безопасности Инна Святенко с малых лет могла постоять и за себя, и за других. А сегодня заботится о безопасности всего города. Вы скажете: не женское это дело. А ей не привыкать. Дочь и внучка военных (у нее даже бабушка — майор медицинской службы), Инна Юрьевна сама имеет звание подполковника ВВС. За ее плечами факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ; преподавание в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского; блестящая диссертация, посвященная тренажерам для самолета “МиГ-29”.

В редакцию “МК” Инна Юрьевна Святенко приехала, чтобы по “прямой линии” ответить на самые больные вопросы наших читателей. Наиболее интересные мы вынесли в газетную версию.


СПРАВКА "МК"

Председатель комиссии Московской городской думы по безопасности Инна Святенко — инициатор кампаний по пресечению торговли крадеными мобильными телефонами, возрождению “народных дружин”, установке в столичных дворах камер видеонаблюдения и тревожных кнопок “SOS” на улицах города; она же предложила увеличить штрафы за неправильную парковку, а столичным водителям рекомендует ездить по улицам Москвы с включенными фарами с целью профилактики аварий на дорогах.

В Москве не должно быть бомжей

— Кто в Москве занимается проблемой бомжей? Почему люди лежат на улицах, а все проходят мимо…

— Да, к сожалению, бомжей в городе становится все больше. На мой взгляд, ситуация для Москвы критическая. А страдают от этого прежде всего жители Москвы.

Работать с бомжами и защищать от них жителей должны прежде всего правоохранительные органы. Но милиция не всесильна: задержать-то она может, а посадить в тюрьму нет — не за что.

Московское правительство приняло специальную комплексную программу мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе Москве. В целом она была выполнена. Но четкой правовой базы в отношении бродяжничества у нас сейчас нет.

— Но мириться с этим нельзя. Вы что-то собираетесь предпринимать?

— Думаю, есть смысл вспомнить существовавшую в советское время систему лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП). Моя позиция здесь однозначна: в Москве бомжей быть не должно.

С другой стороны, эти люди должны знать: у них есть возможность вернуться к нормальной жизни. Сегодня есть разные формы социальной поддержки бомжей из числа бывших москвичей: обязательная паспортизация, предоставление экстренной и плановой медицинской помощи, бесплатная санитарная обработка, предоставление бесплатного ночлега и питания, оказание натуральной помощи (одежда, обувь), регистрация по месту пребывания, гарантированное трудоустройство, проведение медико-социальной экспертизы, назначение и выплата пенсий, оформление в дома–интернаты.

Человек + видео = безопасность

— Как вы считаете, с внедрением видеонаблюдения на улице и в жилых домах стало безопасней?

— Конечно. Но, разумеется, технические средства лишь помогают контролировать ситуацию, а основную работу все равно делает человек: участковый милиционер, консьерж или дворник. Вопросы безопасности надо решать системно и комплексно, иначе толку не будет. И человеческий фактор здесь нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому программа по безопасности включает в себя и совершенствование системы оплаты правоохранительных органов, и материальное стимулирование старших по дому.

Когда в 2003 году мы только приступили к этой работе, я настаивала на том, чтобы в городе действовала единая система видеонаблюдения. Время показало, что эта позиция верная. Единую систему, куда стекается вся информация с камер наблюдения, проще контролировать, а ее монтаж и обслуживание обходятся дешевле локальных.

— А в Москве продолжают устанавливать камеры видеонаблюдения в жилых домах? Где можно узнать, когда ее установят у нас?

— Москва очень продвинулась в плане технического оснащения систем безопасности и выглядит достойно на фоне европейских городов. В рамках целевой программы “Безопасность Москвы” (действующей до 2008 года) в столице продолжают прокладывать линии оптико-волоконной связи, камеры видеонаблюдения устанавливают не только в элитных, но и в муниципальных домах. Уже в следующем году работа по созданию единой системы видеонаблюдения завершится в Центральном округе. Помимо охранных функций оптико-волоконные линии позволяют провести в каждую московскую квартиру качественную телефонную связь, телевидение, Интернет, контролировать линии электропередачи, управлять водоснабжением и отопительными системами. Не случайно мы закладывали огромные средства под эту программу, думая о перспективе.

А узнать, когда установят камеру видеонаблюдения в вашем доме, можно по месту жительства: в ДЕЗе или управе.


— В нашем доме жильцы сдали свою квартиру под офис какой-то фирме. Теперь вместо подъезда — проходной двор. Мы писали в милицию, в Мосжилинспекцию. Ответа нет. Как нам быть?

— Вот видите, безопасность — все же женская тема. Звонят-то в основном женщины. Вы были на правильном пути. Такие вопросы решают как правоохранительные органы, так и Мосжилинспекция. В Москве запрещено использование жилых помещений под офисы, и если таковой факт имеется, это нарушение. Я записала ваш адрес и разберусь, в чем у вас там дело.

Практика показывает, что в подъездах, где есть консьержи, таких проблем не возникает. Потому что живой контроль — это дополнительная гарантия того, что в ваш подъезд никто из посторонних не проникнет. К сожалению, сегодня служба консьержек рассыпается. Горбюджет оплачивает расходы на установку видеонаблюдения. А сами жители, даже в многоквартирном доме, не всегда могут собрать 2,5 тысячи рублей на оплату труда консьержки. Я считаю, вопрос оплаты консьержек необходимо включить в городскую программу безопасности.

Чтобы никто не пострадал

— Как остановить беспредел водителей на улицах столицы? Я водитель с 20-летним стажем, готов подписаться под самыми драконовскими мерами, вплоть до конфискации личного транспорта и продажи его с торгов. Особенно если речь идет о нарушении правил проезда пешеходных переходов.

— Я тоже водитель с почти двадцатилетним стажем и мать двоих детей, поэтому полностью с вами согласна. К сожалению, транспортные вопросы столицы не так просты и однозначны. Например, в начале сентября мы выдвинули предложение по движению автотранспорта в пределах города с использованием фар ближнего света в дневное время, активно обсуждали его на заседании комиссии по безопасности и в СМИ. Идея отторжения не вызвала. Когда я говорила об этом на прямом эфире кабельного телевидения, был просто шквал звонков от тех, кто также поддерживает эту инициативу. Но в том же эфире мне напомнили о серьезной проблеме: у машин российского производства слишком слабый генератор. Поэтому если зимой они будут так передвигаться по Москве, то наутро уже просто не заведутся. Важно, чтобы меры были не только справедливыми, но и разумными, чтобы после их реализации всем стало комфортнее и никто не пострадал.


— Как быть, если парковщики заламывают цену до 100 рублей и больше? Куда можно жаловаться, чтобы остановить произвол?

— Вокруг парковок, в том числе и муниципальных, сложилась полукриминальная ситуация, появился даже термин “парковочная мафия”. В городе есть два вида парковок — муниципальные и коммерческие. На коммерческих действуют свободные цены, их устанавливают владельцы. Но в любом случае цена должна быть указана на стендах при въезде. И в обязательном порядке необходимо потребовать у парковщика чек на уплаченную сумму, это заставит его придерживаться установленных тарифов.

Единый тариф муниципальных парковок должен быть указан на униформе работника парковки. Если парковщик завышает цену, то потребуйте у него документы, удостоверяющие личность, и пригрозите милицией. Мэр Москвы дал указание строго наказывать недобросовестных парковщиков, вплоть до увольнения, им об этом хорошо известно. Нельзя потакать вымогателям. Иначе мы эту проблему никогда не решим.

По всем случаям, связанным с нарушениями на муниципальных парковках, рекомендую обращаться в “горячую линию” ГУП “Городская служба платных парковок” по тел. 609-29-93 с 9.00 до 20.00.

Мобильное воровство

— Купил бэушный мобильный телефон. А через две недели меня подкараулили какие-то мужики, избили и отобрали мобильник. Я слышал, что на Западе похищенные мобильные телефоны разыскивают, используя их серийный номер, определяемый при звонке сотовым оператором. Каким образом можно это сделать у нас?

— “Мобильные преступления” гораздо опаснее, чем кажутся на первый взгляд. Кражи мобильных телефонов все чаще принимают форму ограблений, а иногда дело доходит и до убийств владельцев телефона. Это один из самых распространенных видов уличных преступлений в любом городе. Мелкие преступники прекрасно понимают, что телефон легко похитить и так же легко продать. Кроме того, кражи сотовых телефонов используются в таких особо тяжких преступлениях, как заказные убийства, захваты заложников и террористические акты.

На днях мы выносим на обсуждение Комиссии по безопасности Московской городской думы поправки в Уголовный кодекс РФ и в Федеральный закон “О связи”.

Вы правы, что сотовые телефоны как продукт высоких технологий позволяют полностью контролировать их дальнейшее использование. Собственно, мы и собираемся ввести ту систему, о которой вы упомянули, а также предусмотреть уголовную ответственность за участие в махинациях с сотовыми телефонами.

Главное — команда

— Слышал, в Центральном округе столицы появился новый Общественный совет, в него входят известные артисты и общественные деятели, а вы — возглавляете. Это так? Чем будете заниматься?

— Наверное, вы имеете в виду Общественный совет при префекте ЦАО. В конце августа состоялось его первое заседание, где обсуждались наиболее насущные проблемы жителей этого округа: переселение людей из ветхих домов, точечная застройка, сохранение архитектурного облика улиц, безопасность дворов и школ, работа с детьми.

Как депутат я постоянно сталкиваюсь с жалобами избирателей на формальный подход чиновников. Слышу, как люди говорят: “Власть нас не слышит”. Наш Совет помогает донести до чиновников чаяния людей. Это консультативный орган, он может рекомендовать власти сделать те или иные шаги, а власть может с ним советоваться. Поэтому в Совет вошли люди, которых можно назвать совестью нации: артист Юрий Соломин, худрук “Современника” Галина Волчек, детский хирург Леонид Рошаль, поэтесса Римма Казакова и многие другие, столь же известные и уважаемые. Эти люди не боятся отстаивать свое мнение, к ним нельзя не прислушаться.


— Прочитала о том, что в Москве возрождаются “народные дружины”. Это хорошо. Беспокоит другое: можно ли исключить попадание в ряды дружинников непорядочных людей, которые вступают туда из-за дополнительных привилегий?

— Гарантии как раз в отсутствии привилегий. По иронии судьбы правительство Москвы недавно отменило последнюю “дружинную” льготу — бесплатный проезд в общественном транспорте. Накануне Дня города я встречалась по этому поводу с мэром и напомнила ему, что льготы были предусмотрены в Законе о Московской городской народной дружине. Юрий Михайлович пообещал этот вопрос решить, но пока люди продолжают работать только на энтузиазме. Поэтому пока добровольных помощников милиции в Москве немного — около 17 тысяч человек. В рейдах по профилактике террористических актов, организации охраны мест скопления людей, а также в качестве понятых на осмотре места преступления дружинники оказывают бесценную помощь.


Связь предоставлена компанией “Аэроком”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру