Иск - благородное дело

Как российскому потребителю отстоять свои права в суде?

Западный человек ни шагу не может ступить без адвоката. Ни за что не купит квартиру, пока сделку не “подпишут” несколько юристов с обеих сторон.

Не свяжет себя узами брака, пока досконально не будет прописан брачный контракт.

Не пойдет на новую работу, пока трудовой договор не проверят на предмет защиты его прав. Армия юристов растет. Растут и их аппетиты. Сутяжничество за бугром стало сверхдоходным бизнесом. В России эта мода пока не приживается. Хотя в стране давно работает Закон о защите прав потребителей, лишь немногие решаются отстаивать свои права в суде. Да и то в самых крайних случаях.

Бизнес на скандале

В прошлом году в России случился первый подобный западному скандал. В ресторане “Макдоналдс” в Химках москвичка Ольга Кузнецова от удара двери опрокинула на себя стаканчик с горячим кофе. Испортила не только одежду, но и получила ожог второй и третьей степени. Отнесла иск в Бутырский суд. Хотела отсудить 500 рублей в качестве материальной компенсации и $100 тыс. — в качестве моральной. 9 месяцев шли предварительные судебные слушания и экспертиза дверей. Летом этого года ее адвокаты увеличили претензию в девять раз — чуть ли не до $1 млн. Однако вышел облом. На следственном эксперименте, воссоздавшем картину происшествия, стаканчик с кофе не расплескался. Суд приостановил слушания. Чем теперь дело кончится — неизвестно.

Между тем на сеть западных ресторанов быстрого питания обрушился целый град “бутербродных” претензий. Апелляционный суд США постановил, что “Макдоналдс” должен ответить по иску четырех американских подростков. Они обвинили в своем ожирении биг-маки и картошку фри и выставили фаст-фуду приличный счет.

Огромной компенсацией грозит закончиться и новый скандал, который сегодня разгорелся в Америке. На этот раз — тефлоновый. Потребители “разоблачили” компанию “Дюпон” — известного в мире “короля” кастрюль и сковородок с антипригарным покрытием. Они выяснили, что “тефлонка” провоцирует рак. Не отстает от Америки и Европа. В Старом Свете люди уверены, что причина рака крови кроется в высоковольтных линиях над их головами. Больные лейкемией судятся с владельцами электрических сетей и подстанций.

Компании отбиваются как могут. Тот же производитель тефлоновой посуды сегодня пытается доказать, что покрытие не наносит вред. Канцерогены выделяются при нагревании свыше 300 градусов по Цельсию, а плита разогревает сковородку максимум до 270. Стараются погасить электрические страсти и ученые Британии. Недавно они доказали, что высоковольтные линии не изменяют состав крови.

Однако у попавших под “обстрел” производителей лишь два пути: либо разориться (потребители отказываются покупать товар оскандалившихся фирм), либо выплатить компенсацию. Понятно, что выбирается последнее. На это и рассчитывают адвокаты. Их бизнес строится и на такой “фишке”, как открытый иск. Он позволяет в течение определенного времени любой компании, организации или человеку присоединиться к судебной претензии. Чем больше собирается “соискников”, тем больше шума и солиднее отсуженный “кусок”.

Как победить самурая?

Нечто подобное открытому иску — коллективный иск — практикуется и в России. Никаких денег покупателю, как правило, он не обещает. Получить хоть какую-то компенсацию за некачественный товар сегодня можно только в одиночку. Да и то не всем.

Весной этого года москвич Андрей Орлов выиграл многолетнюю тяжбу со столичным представительством японской корпорации “Сейко Эпсон корпорейшн”. Кунцевский районный суд Москвы взыскал с японского производителя стоимость бракованного мультимедийного проектора, который был куплен в 1997 году. Тогда эта аппаратура стоила $9000.

…Преддефолтный 1997 год людям запомнился как последний год перед кошмаром. Памятен он и для Андрея Орлова. В тот год он купил злосчастный мультимедийный проектор.

— Установил проектор дома с помощью специалистов фирмы. Но посмотрел фильмы от силы раза два. А потом закрутился. Не до зрелищ было. И вот как-то включаю, а он у меня глючит, — вспоминает Андрей. — Что делать? Гарантийный-то срок уже истек.

Тем не менее рискнул. Побежал в сервисный центр компании-производителя. Оплатил экспертизу. Однако вместо ответа на вопрос, по чьей вине аппаратура вышла из строя, там ограничились описанием дефекта. Суть его в том, что 30—60 минут до прогрева проектора на экране идет расхождение цвета. И сообщили, что для устранения недостатка требуется замена платы.

— Но я же ее не ломал! Заводские пломбы не срывал. Значит, это заводской дефект, — рассуждал покупатель. И добился бесплатной замены платы.

На его счастье, производитель допустил оплошность. В паспорте изделия не был указан срок службы. В 2000 году фирма была вынуждена безвозмездно произвести ремонт. Правда, недолго Орлов радовался. Через несколько месяцев картинка на экране стала вновь расслаиваться. А гарантия на ремонт — уже истекла.

— Я — в представительство, где мне устроили перекрестный допрос. Говорили, что это я сам испортил аппаратуру. А потом и вовсе послали... за дверь, — вспоминает он.

— Орлов предъявил акт экспертизы, который был написан от руки. Думаю, у него появился соблазн обзавестись новой аппаратурой, — прокомментировал “МК” руководитель техотдела представительства. И пожаловался на покупателей: — Самые жесткие потребительские законы — в Америке и России. При этом в российском, в отличие от американского, вычеркнуты положения о недобросовестных потребителях…

— Пытаясь доказать, что я не верблюд, провел еще несколько экспертиз. Все они говорили о неустранимости дефекта. Кстати, в самом московском представительстве японской корпорации отказались оплачивать назначенную судом экспертизу, о которой они же сами и просили, — парирует Орлов.

Надежда ГОЛОВКОВА, председатель правления Московского общества защиты потребителей:

— Каждый день к нам обращаются за помощью в среднем 60 граждан. Но профессиональных сутяг среди них нет. Это миф, придуманный продавцами всякой дрянью. Если человеку продали товар, который сломался на второй день, а на просьбу заменить или вернуть деньги послали куда подальше, он не отступится. Будет судиться. И этот человек — не сутяга, а гражданин, отстаивающий свои законные права.

Андрей ОРЛОВ:

— На тяжбу с представительством корпорации я пошел из-за хамства сотрудников и предъявленной мне цены ремонта. Она тянула аж на $5000 — больше половины стоимости проектора. В представительстве признавали, что эта модель бракованная, но почему-то не хотели пойти навстречу. Усилиями Московского общества защиты потребителей это дело довели до конца.

Страна непуганых продавцов

То, что в крупной международной компании не захотели менять аппаратуру и решить дело миром, по меньшей мере странно. Как правило, западные производители всячески стараются избежать суда и скандала элементарной “профилактикой”. Если обнаруживают малейшую неполадку, отзывают всю серию или партию изделий. Так, к примеру, поступают производители автомобилей и продуктов питания. Отзыв обходится куда дешевле, чем последующие иски. Ведь не дай бог кто-то отравится или попадет в аварию — потребители засудят по самое “не могу”. А конкуренты им еще и помогут.

Похоже, что Россию производители считают страной третьего мира, перед потребителями которой расшаркиваться не стоит. Тем более что настойчивых граждан единицы, а суды не грозят миллионными компенсациями, как это принято в цивилизованных странах.

— Случай — беспрецедентный. Недавно мы получили материалы по иску с 7-летней историей к московской торговой компании, продавшей видеокамеру с дефектом. Но это был иск к московскому магазину. А чтобы выиграть дело у иностранного производителя — это нонсенс, — прокомментировал глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Дело в том, что большинство российских представительств иностранных фирм не зарегистрированы у нас как юридические лица. Потому российские потребители и не рискуют качать права на Западе. У нас не так много юристов, которые хорошо знают зарубежную практику. А те, что есть, выставят такой счет, что дешевле забыть про претензии.

Так что Андрею Орлову повезло. Юрлицо у представительства японской корпорации имелось. И хотя через годы, но ему все-таки удалось отстоять права. Правда, судья обязал корпорацию вернуть ему не $9000, а в пересчете по сегодняшнему валютному курсу всего $3000. Включая судебные издержки. Ни о каких моральных компенсациях речь не шла. Фемида даже не наложила штраф на компанию в пользу казны, как это предусмотрено новым Законом о защите прав потребителей.

Петр ШЕЛИЩ, зампред Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы:

— К сожалению, российские судьи крайне редко обязывают торговца или продавца компенсировать покупателю моральный ущерб — физические и нравственные страдания. Если такое и случается, то сумма мизерная. В лучшем случае ответчиком выплачивается физический ущерб — больничный или лекарства. Причина — в советских корнях. Судьи ведь те же люди. Они, как и все мы, привыкли к нравственным страданиям и не считают, что это стоит денег. К тому же в советские времена частных магазинов не было. В их лице за плохой товар отвечало государство. “Приговорить” к компенсации означало залезть в его карман. Времена изменились, а менталитет у Фемиды остался. Думаю, что взыскивать с ответчика большие деньги, как это принято на Западе, судьи будут только тогда, когда человек действительно станет главной ценностью в стране.


ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Самый знаменитый “ресторанный” иск оставила в истории 79-летняя Стелла Либек из штата Нью-Мексико. 11 лет назад она получила от горячего кофе ожог третьей степени. Старушка предъявила иск на $3 млн. И отсудила $640 тысяч. И это не самая астрономическая сумма. Колоссальное возмещение потребовала у компании “Филип Моррис” курильщица Бетти Баллок. Женщина, заболевшая раком легких, выставила табачникам иск на $28 млрд. И сумела получить с них $28 млн.


АЗБУКА ПОТРЕБИТЕЛЯ:

Если вы не хотите “лажануться” с дорогостоящей покупкой, запомните четыре правила.

1. Обзвоните как можно больше торговых точек. Наведите справки об ассортименте, ценах, стоимости доставки и условиях демонстрации.

И только после этого определите маршрут поездки.

2. Постарайтесь прийти за нужной вещью, когда посетителей мало. В будни — когда все на работе. В выходные — когда все еще спят. И еще лучше — когда на улице непогода. Есть надежда, что магазин будет пустым и у вас будет возможность обдуманно принять решение.

3. Изучите консультанта. Некоторые из них опасны для покупателя. Идеальный тот, кто дружелюбен и обходителен. Он поинтересуется вашими потребностями. Продемонстрирует товар. Расскажет о преимуществах. Даст рекомендации. Давление при этом оказывает ненавязчиво. Скажем, предложит скидку.

4. Подумайте о страховании. В этом случае можно не волноваться, если покупку случайно уроните. А если вдруг выяснится, что в поломке виноват производитель, — будете избавлены от мучительных с ним разбирательств.


На что жалуемся?* (в % от количества претензий)

Безопасность товара и услуг, в т.ч. использование реагентов 2,5

Качество продуктов 6

Качество товаров 57

Качество услуг коммунальщиков и транспортников 1

Качество строительства 5

Качество услуг связи 14

Качество банковских услуг 8

Нарушения правил торговли и предоставления услуг 6

Услуги химчистки 0,5

Источник: Московское общество защиты потребителей.

*По статистике обращений за 2004 год.


Чем сердце успокоилось?* (в % от количества потребителей, обратившихся за помощью к юристам)

Удовлетворились консультацией 72

Решили проблему с продавцом полюбовно, до суда 23

Обратились в суд 5

Источник: Московское общество защиты потребителей.

* По данным за 2004 год.


Что почем? (стоимость услуг юриста, в руб.)*

1. Устная консультация от 300 (в зависимости от сложности вопроса)

2. Правовая экспертиза документов от 1500

3. Подготовка претензии, искового заявления от 500

4. Составление искового заявления от 500

5. Вручение претензии ответчику 300

6. Представление интересов в досудебных переговорах 1500

7. Представительство в суде от 1500 (в зависимости от суммы исковых требований)

8. Участие в судебном заседании 2000

9. Направление на экспертизу** 150

* Источник: Региональное общество защиты прав потребителей “Резонанс”.

** Стоимость заключения в каждом конкретном случае определяется экспертами. В среднем экспертиза “тянет” на $100.


Возможен ли в России справедливый суд?* (в % от опрошенных)

Это невозможно 18,8

Скорее нет 40,2

Скорее да 23,3

Возможен 3,9

Затруднились ответить 13,8

*По данным Аналитического центра Юрия Левады.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру