Луна – NASA общая цель

США предложили России второе место под солнцем

3 октября 2005 в 00:00, просмотров: 192

— Не пугайтесь, что там все такое устаревшее, — успокаивал родных накануне старта 12-й экспедиции на МКС 60-летний турист Грегори Олсен. — Обстановка не менялась с 60-х годов, но и надежность всех систем тоже.

И действительно, “Союз ТМА-7” с нашим Валерием Токаревым и двумя американцами — Уильямом Макартуром и вышеупомянутым Олсеном — успешно стартовал в субботу с космодрома Байконур. За взлетом вместе с российскими специалистами наблюдал директор NASA Майкл Гриффин.


Но старт очередного “Союза” — не главное, ради чего он прилетел в Россию. На космодроме он встречался с коллегой — главой “Роскосмоса” Анатолием Перминовым, и эту встречу по обе стороны океана считают очень важной. Ведь в интервью “USA Today” Гриффин сделал сенсационное заявление, назвав проект МКС и “Шаттл” дорогостоящими и бесперспективными ошибками.

Наши эксперты считают, что в этом заявлении главы НАСА присутствует некий элемент торговли. Дело в том, что существует ряд довольно щекотливых финансовых вопросов. Ведь основную нагрузку по строительству МКС должна была нести американская сторона, а точнее — шаттлы, которые доставляли на орбиту блоки для строительства станции. Но после аварии 2,5 года назад они перестали летать. Их заменили российские корабли “Прогресс” и “Союз”. Их полеты выполнялись в счет обязательств России, которые она брала на себя еще в самом начале создания МКС.

На данный момент все свои обязательства Россия выполнила. Из-за неприятностей с шаттлами — раньше срока. А потому представители “Роскосмоса” заявляют, что полеты “за свой счет” закончились. Нынешний старт “Союза” — последний “безвозмездный”. За следующий — апрельский — американцам предлагается заплатить примерно $65 млн. Если этого не произойдет, говорил замглавы “Роскосмоса” Алексей Краснов, вместо американского астронавта на станцию полетит либо представитель Европейского космического агентства, либо японец, либо россиянин. Тогда США могут лишиться своего присутствия на станции.

Впрочем, как заявила в эксклюзивном интервью “МК” официальный представитель НАСА Мелисса Метьюс, “США выполнит свои обязательства по МКС и будет продолжать выполнять свои международные обязательства”. Госпожа Метьюс отметила, что существующий у Америки план освоения космоса “включает использование программы шаттлов, чтобы закончить сборку МКС. Затем НАСА планирует прекратить использование шаттлов в 2010 году”. НАСА недавно рассмотрело планы по созданию космического корабля нового поколения, который будет безопаснее и будет соответствовать новым целям”.

А в качестве новой цели Америка рассматривает в первую очередь Луну. Но спутник нашей планеты — лишь этап пути в дальний космос. “НАСА собирается возобновить полеты на Луну, чтобы послать туда астронавтов примерно к 2018 году, и планирует полеты на Марс. Целью возврата на Луну является разработка и отработка тех технологий, которые понадобятся для полетов к другим мирам. Для этого потребуется новая полетная система, которая и будет специально разработана”, — заявила Метьюс.

А Россия — что же, останется на околоземной орбите?

— Американская сторона уже обратилась к нам с предложением о сотрудничестве в сфере освоения Луны, — поведал “МК” начальник отделения целевого использования орбитальных комплексов РКК “Энергия” Александр Марков. — Росавиакосмос пока не дал конкретного ответа. Но это не означает, что мы не рассматриваем такой возможности. Понятно, что американцы хотят стать первыми в исследовании лунной поверхности и недр. Однако лунная программа активно разрабатывается и нашими специалистами. В частности, президент РКК “Энергия” Николай Севастьянов уже высказывал мысль о том, что исследовательскую работу на Луне можно выгодно объединить с туристическим бизнесом.

Проще говоря, любитель экстремальных путешествий покупает билет на Луну за 100 миллионов долларов, его сажают на наш “Клипер” и отправляют в полет. Естественно, с посадкой на спутнике. И пока турист наслаждается лунными пейзажами, космонавты и планетологи изучают поверхность, берут образцы грунтов, расставляют роботов для более длительного исследования.

Собственно, дело осталось только за созданием “Клипера” и системы “Паром”.

— Разрабатываемая система “Паром”, — говорит Марков, — это то, без чего ни “Клипер”, ни какой-нибудь другой корабль многоразового использования не сможет самостоятельно долететь до Луны. Ему обязательно нужен буксир с большим количеством топлива, который как следует “оттолкнет” его от земной орбиты. Был бы у нас сейчас такой буксир, облететь Луну мог бы уже имеющийся у нас “Союз”.




    Партнеры