Отдай миллион!

Черные рейдеры отправляются под суд

Беспрецедентное уголовное дело расследует сейчас Башкирская республиканская прокуратура. На днях она предъявила обвинение организатору преступной группы рейдеров, обобравших с помощью процедуры банкротства радиостанцию “Европа плюс Уфа”. Руководитель корпорации “Евразия” Альберт Мухамедьяров обвиняется в отмывании денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления (до 15 лет лишения свободы).

Это первый случай не только в республике, но и вообще в России, когда захватчику чужой собственности вменяются столь серьезные преступления, а на скамье подсудимых может оказаться целая группа людей, сознательно разорявших чужие предприятия.

Уже в постановлении о возбуждении уголовного дела, которое подписал и.о. прокурора Башкирии Салават Каримов, было указано, что означенные действия могли быть произведены в интересах некой корпорации “Евразия”, и в частности, ее руководителя Альберта Мухамедьярова.

Что же это за корпорация и почему так всесилен ее руководитель?



Устранение конкурентов

На известного в Уфе юриста Малика Мулюкова напали возле ночного бара. Ударили сзади и, повалив на землю, принялись избивать каким-то тупым предметом. Когда несчастного доставили в больницу, выяснилось, что у него сломана тазобедренная кость.

Потерпевший назвал в милиции имена людей, которых он подозревает в нападении. Сказал, что ими могли быть только два члена организации арбитражных управляющих “Башкортостан”. Почему-то следователи ему поверили безоговорочно. А для того, чтобы уличить преступников, оперативникам райотдела понадобилось изъять кучу бумаг, включая учредительные документы, все движения по банковскому счету с момента основания организации и многие другие. Как только необходимый набор документов оказался у местного предпринимателя Альберта Мухамедьярова, организация арбитражных управляющих “Башкортостан” приказала долго жить. Освободившись от конкурента, Мухамедьяров образовал свою корпорацию “Евразия”, которая и принялась успешно осваивать рынок банкротств.

Удивительно, но любое арбитражное дело по отъему чьей-то собственности, которое затевалось коммерсантом, начиналось… с постановления о возбуждении уголовного дела. Не важно, какой состав преступления шили арбитражным управляющим или директорам предприятий. Важно то, что подобная бумага всегда предшествовала борьбе за чужое имущество. Ведь сам факт постановления о возбуждении дела дает стражам порядка неограниченные права. Они могут запрашивать финансовые и банковские документы, проводить в офисах обыски и изымать документацию.

— Правду говорят, что за “Евразией” стоят правоохранительные органы? — спросила я у первого заместителя прокурора Башкирии Салавата Каримова. На эту должность Каримова назначили весной с.г., а до того он возглавлял в Генпрокуратуре РФ следственные бригады, которые занимались делами Березовского, “Сибура”, Гусинского и, наконец, Ходорковского. За что Каримова уже окрестили “киллером олигархов”.

— Мы затребовали на проверку все дела, которые расследовали сотрудники Кировского РУВД Уфы, — говорит Каримов. — Потому что у следствия есть основания полагать, что очень многие сделки, проведенные корпорацией “Евразия”, были бы невозможны без попустительства или, наоборот, участия правоохранительных органов.



Рынок банкротств

Передел радийного рынка республики оказался последней каплей, переполнившей чашу терпения прокуратуры. А началось все гораздо раньше.

Воскресным ноябрьским утром 2003 г. ворота башкирского Благовещенского арматурного завода распахнулись, и на территорию предприятия въехали три иномарки. Из машин выбрались и.о. директора, его заместительница по экономической безопасности Любовь Белышева (правая рука Мухамедьярова), юрисконсульт и некий молодой человек. Все они устремились в правовой отдел, к бумагам, которые, как всем известно, представляют коммерческую тайну. И заместительницу, и юрисконсульта на заводе в будние дни видели редко. Белышева обычно отшучивалась: “Зато мы в выходные работаем”.

Если бы кто мог предположить, как они работают…

Технологию захвата уникального градообразующего предприятия Благовещенска можно вносить в учебники для криминалистов. Сотрудники от Мухамедьярова трудоустроились на завод юрисконсультами и, прошерстив все документы, за три месяца нашли там массу слабых мест.

— Сейчас, задним числом, мы понимаем, что Белышеву интересовали исключительно кредиторы, задолженность завода которым превышала 100 тысяч рублей, — вспоминают сотрудники правового отдела.

Почему? Согласно закону о банкротстве, для того, чтобы суд объявил предприятие несостоятельным, достаточно задолженности свыше 100 тыс. руб. Вот почему подобные сведения очень важны для экономических авантюристов.



Все за решетку!

“Да вы все пойдете за решетку!” Так, очень доходчиво, объяснил все членам наблюдательного совета Благовещенского арматурного завода специалист по банкротствам. И подтолкнул к наблюдателям заранее заготовленную бумагу, которую они должны были подписать. Они и подписали. Тем самым заявив, что присутствовать на собрании акционеров они не желают и голосуют за назначение нового гендиректора. Собравшиеся прекрасно знали, что прежнее руководство уже находится под следствием. Бывший гендиректор Станислав Шачков и предположить не мог, что на старости лет его постигнет такая участь…

Это только кажется, что времена рэкета остались в прошлом. Да, бандита, пытающего своих жертв раскаленным утюгом, уже почти не встретишь. Зато появились новые “герои” и куда более эффективные средства, с помощью которых отнимают уже не 1000 долларов, а целые предприятия стоимостью в миллионы.

Активы благовещенской арматурки оценивались как раз в 1 млн долл., а достались нашему “герою” за сущие копейки. Шачков согласился без боя отдать в собственность Мухамедьярову все (!) акции завода — взамен на прекращение уголовного дела, инициированное по всем признакам самим же захватчиком.

— На первое собрание акционеров был вызван ОМОН, акционеры стояли под дулами автоматов, никого не выпускали, — вспоминает заместитель гендиректора Рамиль Сахабутдинов. — Атмосфера страха царила на заводе.

Нечто подобное произошло и с радиостанцией “Европа плюс Уфа”, которая кормила Альберта Мухамедьярова еще свыше двух лет. Зарегистрировав рекламное агентство и посадив в кресло его руководителя свою сестру, Мухамедьяров спокойно перекачивал средства рекламодателей, высасывая последнее из радио-банкрота. Как полагают эксперты, за это время предприниматель обогатился не менее чем на 20 млн. руб.

“Европу плюс Уфа” отобрали в марте 2003-го, ночью. Собственник радиостанции, пришедший утром в свой офис, обнаружил у дверей двух чужих охранников. А за дверями Альберт Мухамедьяров представлял себя коллективу радио: “Я ваш новый хозяин. Кто жалеет старого — может последовать за ним”.

Желающих не нашлось. Позже диджеи и режиссеры хвалили себя за предусмотрительность — против прежнего владельца станции возбудили сразу три уголовных дела, а банкротство шло своим чередом.

— Мухамедьяров требовал от меня продать акции, взамен обещал прекратить уголовное преследование, — рассказывает собственник радиостанции. Отдавать свое просто так он не собирался, впрочем, его твердость не спасла станцию. Ее активы спустя два года в целях “оздоровления” были проданы фирме, в учредителях которой значится все тот же Мухамедьяров.



Голос, похожий на Мухамедьярова

Предприниматель Альберт Мухамедьяров и его корпорация, занимающаяся “банкротствами под ключ”, успели засветиться на многих высокодоходных объектах. Было очевидно, что этому “специалисту” подыгрывают правоохранительные органы.

Во время обыска, который был проведен во всех офисах Мухамедьярова, обнаружились записи служебных переговоров между милиционерами и прокурорами, при которых предприниматель присутствовать никак не мог. Как установило следствие, одна из этих видеосъемок была сделана оперативником уфимского райотдела милиции, который, отправившись в прокуратуру, прицепил мини-камеру к лацкану пиджака.

— Уже возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий оперуполномоченным следственного управления Кировского РУВД Иваном Смирновым, — подтвердил “МК” Салават Каримов. — Смирнов не только тайно записывал в интересах третьего лица беседы с прокурором, но и издал незаконное постановление об обыске и изъятии документов на радиостанции “Ретро”. Так структуры, находящиеся в ведении Мухамедьярова, оприходовали радиостанцию и впоследствии передали ее в собственность аффилированных “Евразии” фирм.

— В распоряжении следствия во время обыска в “Евразии” оказались диктофонные записи, где кто-то голосом, похожим на голос Мухамедьярова, предлагает собеседнику в обмен на собственность прекращение уголовного дела, — продолжает Каримов. — Подобное может происходить только в случае, если человек действительно считает, что он имеет серьезное влияние на правоохранительные органы.

Еще во время обыска у бизнесмена были найдены папки с фамилиями людей, на которых он собирался давить посредством правоохранительных органов.

— У следствия есть версия, что хищение активов лицами, работающими в интересах корпорации “Евразия”, проходило с ведома чиновников аппарата МВД Башкирии, — говорит Салават Каримов. — Ведь для того, чтобы на захват Благовещенского арматурного завода прибыл отряд ОМОНа, нужно было особое распоряжение.

— Мухамедьярова ждут еще какие-нибудь сюрпризы?

— Обвинение, которое уже предъявили Альберту Мухамедьярову, касается легализации денежных средств и присвоения чужого имущества. Однако следствие работает и по другим направлениям. Мы обязательно доведем это дело до суда — тогда и станет ясно, кто стоит за этим “специалистом по банкротствам”.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру