Визуальный контакт

Посол ЕС в России Марк Франко — “МК”: “Получить мультивизу станет гораздо легче”

“Будут ли россияне ездить в Европу без виз?” — этот вопрос волнует многих, но до последнего времени как европейские, так и российские политики отвечали на него уклончиво. Однако на днях во время саммита в Лондоне была наконец достигнута договоренность об облегчении визового режима между Россией и Евросоюзом.


— Так когда же обычные граждане почувствуют, что получить европейскую визу стало гораздо проще? — с этим вопросом мы обратились к главе представительства Еврокомиссии в России г-ну Марку ФРАНКО.

— На нынешнем этапе было объявлено о достижении двух соглашений, что означает, что текст договоров больше не вызывает вопросов и нареканий. 13 октября совет по юстиции и внутренним делам Еврокомиссии парафирует соглашение по облегчению визового режима, и начнется процесс ратификации договора, что займет от одного года до полутора. Облегчение визового режима в первую очередь коснется тех групп граждан, которым необходимо часто путешествовать: журналистам, бизнесменам, ученым, студентам и спортсменам. С момента вступления в силу этого договора получить мультивизу на длительный период времени станет гораздо легче.

— Как известно, для того чтобы прийти к такому соглашению, Россия подписала договор по реадмиссии, по поводу которого в российском МИДе шли ожесточенные дебаты. Как удалось достичь компромисса?

— Россия никогда не ставила под вопрос саму процедуру реадмиссии. Теперь в случае, если нелегальными мигрантами будут граждане России, процедура принудительного возврата на родину вступит в силу немедленно. Если же нелегальный мигрант проник в ЕС с территории Туркменистана, Казахстана или любой другой страны через Россию, то Россия согласно договору возьмет на себя расходы по депортации его на родину. С коллегами из МИДа мы уже обсудили все детали этой процедуры.

— Есть мнение, что “визовое партнерство” России и ЕС тормозится из-за натянутых отношений России с Польшей и странами Балтии...

— Эти вопросы мы на саммите не обсуждали. Отношения России с ЕС — “двойное партнерство”. С одной стороны, Россия сотрудничает с Евросоюзом как с единым организмом, а с другой — с каждой из стран-членов по отдельности. Качество и уровень отношений с отдельными странами может варьироваться. Кстати, и Польша, и страны Балтии дали согласие на облегчение визового режима с Россией.

— Европа традиционно указывала России на недостатки: ситуация в Чечне, нарушения прав человека, свобода слова и т.д. Однако в последнее время критика поутихла. Связано ли это с тем, что за минувшие несколько лет экономика России заметно укрепилась, позволив стране вести более независимую внешнюю политику?

— По некоторым аспектам Россия продвинулась далеко вперед, по другим — прогресс не так заметен. ЕС и Россия учредили специальный форум, на котором мы регулярно обсуждаем все эти вопросы. Именно возможность обсудить беспокоящие нас моменты и снимает необходимость выступать с критикой в адрес России. Если говорить о Чечне, то мы действительно уверены, что в последнее время там произошел ряд позитивных изменений по инициативе российского правительства. Мы придаем большое значение грядущим в ноябре выборам. По предложению президента Владимир Путина ЕС также будет помогать России в восстановлении проблемной республики. Однако это не значит, что мы полностью довольны ситуацией с соблюдением прав человека в этом регионе. Мы надеемся на дальнейшее укрепление социально-экономической ситуации в республике, с тем чтобы свести до минимума террористическую деятельность.

— Вот уже более 10 лет Россия ведет переговоры по вступлению в ВТО, однако ощутимых результатов они не принесли. Почему?

— Мы надеемся на скорейшее вступление России в ВТО. В апреле прошлого года министр Герман Греф и комиссар ЕС Лами подписали договор о вступлении России во Всемирную торговую организацию. С момента подписания мы приступили к выполнению этого соглашения и надеемся, что Россия так же успешно подпишет аналогичные договоры с другими партнерами — в первую очередь с США. Со своей стороны мы готовы оказать России поддержку в переговорах с остальными партнерами. Что касается окончательной даты вступления России в ВТО, то мы надеемся, что к саммиту ВТО в Гонконге, намеченному на конец текущего года, процесс может быть завершен. Но лучше на этот вопрос ответит, конечно, министр Греф.

— Со времени смены власти на Украине прошел год. И если тогда Запад активно участвовал в “оранжевых” событиях, то сегодня создается впечатление, что Европа утратила к ней всякий интерес — несмотря на глубокий политический и экономический кризис на Украине…

— Не только ЕС был активно вовлечен в события на Украине год назад — Россия тоже играла важную роль. Европа считала своим долгом дать украинцам право выбирать правительство, и сейчас, к радости всех, в том числе и России, можно сказать, что тогда мы не прогадали. Да, новое правительство на Украине испытывает некоторые трудности, но именно так и работает демократия. Мы надеемся, что перемены в составе украинского правительства не меняют кардинально желания президента продолжать реформы и развивать отношения как с ЕС, так и с Россией.

— В прошлый понедельник были начаты переговоры о вступлении Турции в ЕС. Вы можете сейчас обрисовать, как они будут проходить и станет ли в конце концов мусульманская Турция европейским государством?

— Переговорный процесс по вступлению Турции в ЕС не сильно отличается от аналогичных при принятии других новых членов. Условия, необходимые для вступления в ЕС, изложены в документе под названием Копенгагенские критерии, подписанном в 1993 году. В первую очередь страна — претендент на вступление в ЕС должна иметь эффективную демократическую политическую систему, стабильную и конкурентоспособную рыночную экономику. Также необходима реформа правовой сферы. На начальном этапе Турция пройдет процедуру сверки соответствия национального законодательства европейскому (процедура screening. — А.А.), и затем ряд законодательных актов будут приведены в соответствие с едиными нормами. Параллельно продолжится мониторинг политической и экономической ситуации в стране. Как только эти процедуры будут завершены и будет ясна картина того, что необходимо сделать, начнутся переговоры. Когда именно они закончатся, будет зависеть от того, насколько быстрыми шагами пойдет эволюция политического и экономического устройства Турции.

— Принятие Турции в ЕС — решение политическое. А как быть с мнением граждан Европы? Не каждый захочет жить в “единоевропейской” семье с людьми другой веры и культуры...

— Да, безусловно, решение о принятии Турции политическое. Это значит, что население ЕС и самой Турции будет решать — либо напрямую через референдум, либо через парламент, — станет ли Турция членом ЕС. Мы со своей стороны подготовим и решим все технические вопросы, о которых я сказал выше. Процесс подготовки к вступлению в ЕС едва ли не так же важен, как и сам факт принятия страны в Евросоюз. По прошествии 10 лет Турция будет сильно отличаться от той, которую мы видим сегодня. Турция должна будет доказать не только политикам, но и гражданам Европы, что она не представляет собой угрозы для европейской цивилизации, хотя и имеет другую культуру и религию. Другими словами, Турция должна будет завоевать сердца и умы европейцев.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру