В “точке” горения

Пожарные борются за каждый клочок народной фазенды

— Ребятушки, милые, подгоните машину к моему огороду, а то у меня плетень вот-вот загорится!

Кто не жил в экстремальных условиях, тот не знает, что это такое — каждое лето быть начеку. 12 лет Антонина Георгиевна выращивала картошку в зоне рискованного земледелия, внутренне готовясь к отражению лесо-торфяного пожара. И наконец время “Ч” пробило: огонь вплотную приблизился к ее шести соткам. Всю неделю мужественная пенсионерка бегала с ведрами, лейками, орошая тлеющую черную землю. Но это не помогло. Теперь она упрашивает пожарных направить бочку с водой к ее дымящей фазенде. Посовещавшись, брандмейстеры принимают решение — войти в положение гражданки. Антонину Заушникову подсаживают на подножку “пожарки”. Едем!

В садоводческом товариществе “Магнолия” под Орехово-Зуевом разворачивались драматические события. Полузаброшенный садовый кооператив неожиданно оказался в центре спасательной операции, спровоцированной вспыхнувшими в Подмосковье лесными пожарами. В середине минувшей недели “красный петух” подобрался к границам поселка, и пожарные, тушившие лес неподалеку, передислоцировались сюда.

— Я просто носом почувствовал, что нужно ехать спасать нажитое имущество, — житель Орехово-Зуева Василий тоже дежурит на своем участке с аккуратными, по всем правилам агротехники грядками. — Как только начались лесные пожары, у нас в городе улицы затянуло смогом. Приехал на дачу, а тут... Но у меня, слава богу, пока все в порядке, даже дым до меня не дошел.

В противоположной же части поселка ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Впрочем, как утверждают пожарные, когда очаг локализован, дым уже не опасен. Обугленная малина, черные обгорелые яблони… Нет-нет да и вырвутся из-под земли оранжевые языки пламени. Ведь главная опасность заключается в подземном тлении торфа и, стало быть, незаметном для глаза разрастании очагов возгорания.

— Хорошо, что дорога к нашему кооперативу не занялась, она ведь тоже плотно утрамбованный торф, — вздыхает Антонина Заушникова. — Иначе пожарные не смогли бы к нам добраться.

Отзывчивые огнеборцы разворачивают брезентовые рукава, а пенсионерка тем временем показывает нам свое имение. Она одна из немногих, у кого хватило решимости осесть на этой неплодородной земле — построить домик-хибару, хозблок. Из 250 участков, выделенных в 93-м году работникам орехово-зуевского завода “Прибордеталь”, освоенными считаются лишь 50. Остальные зарастают кустарником и травой.

Здешнему пролетариату сотки дали такие, что даром не надо, — на территории бывших торфоразработок. Мало того что без навоза культурные растения не растут, еще и повышенная пожароопасность. Пенсионерка показывает нам заградительные канавки, которые она копала в последние несколько дней.

— Тут до песка рыть надо, а я лишь сумела на штык лопаты. Откуда силы?

Увы, ближайшие соседи Заушниковой не бдили, не бегали с лейками, и их домик сгорел. А у другого соседа сгорела легкая летняя постройка под названием клозет. Ерунда, но обидно...

* * *

В 500 метрах от “Магнолии” близ поселка Верея расположился областной штаб пожаротушения. В чистом поле разбиты палатки, развернуты передвижные дизельные электростанции, мобильный пункт связи, в небе над лагерем постоянно барражирует вертолет.

— Все лето мы душили лесные пожары в зародыше — и на тебе, — сетует начальник областной противопожарной службы Михаил Шиянов.

Подмосковные леса загорелись 1 октября, в выходные. Это обстоятельство главный подмосковный брандмейстер связывает с жизнедеятельностью разгильдяйского населения. Выезды на природу, на шашлыки, за грибами, непогашенные костры и окурки, невнимательность садоводов, которые палят на огородах ботву, — все это в сухую и теплую осень, оборачивается бедой.

— Стихия, — констатирует Шиянов.

Всего за 2 дня огонь охватил 52 га леса. Около половины этих площадей пришлось на Орехово-Зуевский район, чуть меньше — на Шатурский. Областное и федеральное МЧС быстро отмобилизовали имеющиеся ресурсы, на тушение была поднята авиация. 5 суток борьбы привели к результатам: к очередному уик-энду площадь пожара сократилась до 8 га в Орехово-Зуевском районе и до 5 га в Шатуре, где огонь уже удалось победить окончательно.

Между тем спасатели с замиранием сердца ждали наступления субботы и воскресенья, которые должны были свести на нет их усилия. По статистике, именно выходные увеличивают на порядок количество новых очагов возгорания. Пикники на обочине обходятся бюджету недешево.

На какой квадрат леса сбрасывает воду пролетающий каждые 5 минут вертолет? И слышим обескураживающий ответ:

— Да никуда он ее не сбрасывает. Он воду таскает из одного водоема в другой. Там в лесу озерцо есть, оно обмелело, так воду в него на вертолете переносят из деревенского пруда. Потом в это озерцо забросят пожарные шланги, подключат наносы, будут пламя гасить. Правда, и в деревенском пруду воды уже не осталось. Ее цистернами возят из города.

А вот и две машины с H2О, которые дотряслись по ухабам из Орехово-Зуева. Поливалка и ассенизатор. В критической ситуации и г…черпалка сгодится. За рулем добровольцы, то есть мобилизованные на пожар вместе с техникой работники муниципальных предприятий.

— Да какие мы волонтеры, — отмахиваются мужики. — Мы добровольно-принудительные. Сказали: есть установка, выручайте район. Мы к таким поручениям привычные, каждый год, считайте, горим.

У профессиональных огнеборцев отношение к делу другое — идейное и ответственное.

— Пожар локальный, но трудный, — объясняет нам командир отделения Ликино-Дулевской пожарной части Андрей Трефилов. — Самая большая проблема — подача на место тушения пожара воды. Иногда шланги приходится протягивать на 2—3 километра.

Действительно, масштабы возгораний в Московской области сейчас не такие, чтобы бить во все колокола. По оценкам специалистов, количество пожаров в этом сезоне не превышает ежегодную “норму”, которую строптивая природа может выполнить за один месяц. По-хорошему, сбить напряжение способны только обильные затяжные дожди, но, как назло, синоптики прогнозируют на ближайшую декаду ясную, безоблачную погоду. Значит, ситуация в любой момент может переломиться.


СПРАВКА "МК"

Как и ожидалось, прошедшие выходные изменили обстановку в худшую сторону — площадь лесоторфяных пожаров в Московской области увеличилась на 11 га. Несмотря на призывы отказаться от походов и пикников, дачники и туристы активно отдыхали в лесу в минувшие субботу и воскресенье. В результате появились новые очаги возгорания. По последним данным, их сейчас 21, горит в общей сложности около 43 га лесов и торфяников. Самая напряженная ситуация по-прежнему сохраняется в Орехово-Зуевском районе. Пожары зафиксированы также в Павлово-Посадском, Ногинском, Егорьевском, Шатурском, Дмитровском и Клинском районах.

* * *

В деревне Снопок попадаем в густую пелену дыма, застилающую шоссе. Сквозь дым видно, как выстроились вдоль дороги в колонну десятки красных “пожарок”. Точно так же, как в Верее, к горящему лесу здесь притулился садовый кооператив. Но обстановка все же попроще. Есть подъездные пути, и с подвозом воды не возникает особых хлопот. Судя по всему, ее подтягивают со всего Подмосковья. В дымящуюся лесную чащобу один за другом отправляются пожарные расчеты, прибывшие из Ступина, Коломны, Ивантеевки...

Внезапно за поворотом (причуды розы ветров) дымовая завеса рассеивается, и мы тормозим у развилки с символическим указателем. Налево Орехово-Зуево, направо Шатура. Два самых “горючих” района губернии. Видно, тяжелая это судьбина — жить на такой вот развилке, постоянно вдыхая копоть и дым?

— А мы к дыму принюхались, — бодро рапортуют нам деревенские бабушки, вышедшие во двор… подышать свежим воздухом. — Сегодня ветер не в нашу сторону.

Мы зажимаем платками носы:

— И голова не болит?

— А если даже болит, таблеток никто не даст, аптека у нас до 11 утра работает.

И верно, ближайшую работающую аптеку мы разыскали лишь в следующей деревне. Спросили пилюли и марлевые повязки. С непривычки першило в горле. А часто ли покупают повязки местные жители?

— Никогда, — искренне удивляется провизор Елена Макушина. — Как-то без них обходятся. Повязки поэтому в нашу аптеку ни разу не завозили.

В общем, на войне как на войне, на пожаре как на пожаре.


МЕЖДУ ТЕМ

Во вторник и понедельник в спальных юго-восточных районах Москвы явственно чувствовался запах гари. Столичный регион сейчас находится во власти антициклона. В городе стоит практически безветренная погода, однако и в антициклоне происходит перемещение воздушных масс, которые переносят в город частицы горения с лесных и торфяных пожаров в Подмосковье.

В последние двое суток в Москве складываются условия, способствующие накоплению загрязнения в воздухе. Этот эффект особенно проявляется в утренние часы, вызывая рост концентраций углеводородов — “индикаторов дыма”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру