100 грамм Грефа на душу населения

Водка без закона — деньги на ветер

Это только народная молва гласит, что закон как дышло — куда повернешь, туда, мол, и вышло. В реальности закон-то, собственно, и издают с изначальным “поворотом”, чтобы он работал в нужном направлении. Вот и 102-й “алкогольный” ФЗ от 21 июля этого года задумывался президентом Путиным как дополнительная мера по ужесточению контроля за оборотом алкоголя. А получилось в исполнении Германа Грефа почти с точностью до наоборот — госконтроль за хмельной продукцией может быть полностью утрачен. “Повернули” так, что в регионах глаза на лоб полезли — новый закон открывает дорогу паленой водке к умам и сердцам выпивающих граждан.

Оценить масштаб последствий 102-го закона, благозвучно названного “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, рядовой потребитель сразу вряд ли сможет. “Водка-то, куда она денется? Где Россия — там и водка!” Конечно, не денется, только вот какого качества она теперь будет, когда сломается отработанная годами система безопасности и легальности оборота алкогольной продукции? Суть же новаций такова, что, отстраняя от госконтроля регионы, в частности, Москву и Московскую область, правительство открывает дорогу нелегальной водке.

Законом, например, исключены такие важнейшие полномочия субъектов Федерации, как проведение специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества безопасности алкогольной продукции, поступающей в розничную сеть, ее маркировку региональными специальными марками, аккредитацию оптовых организаций, которые поставляют продукцию в розницу, распределение квот на закупку этилового спирта между организациями-производителями.

В создавшихся условиях на сегодняшний день у субъектов Федерации остались лишь права осуществлять контроль за розницей через механизмы декларирования и лицензирования розничной продажи алкогольной продукции. Как это можно сделать, когда вместо проверки качества алкогольной продукции 144 акцизных оптовых складов в Москве и 60 в области придется осуществлять контроль в 15000 розничных предприятий города Москвы и 16000 в Подмосковье, торгующих алкоголем? По мнению экспертов, а это руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков и председатель комитета потребительского рынка Московской области Вячеслав Фомичев, подобный шаг несомненно уводит государство от решения главного вопроса и фактически способствует решению проблем теневой экономики.

В России же насчитывается около 18 тысяч оптовиков, в рознице — около миллиона. И все будут иметь право на основании того, что у них имеется лицензия, поставлять в розницу алкогольную продукцию.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Система аккредитованных лабораторий и маркировка алкоголя специальными региональными марками позволили в период 1998—2001 гг. резко сократить теневой оборот алкогольной продукции и не допустить на потребительский рынок столицы и области только за три года более 150 млн. бутылок алкогольной фальсифицированной продукции. Только в прошлом году было выявлено и не допущено на потребительский рынок столичного региона около 10 млн. бутылок некачественного алкоголя. В первом полугодии этого года выявлено в сфере производства и оборота алкогольной продукции 1242 преступления. Из незаконного оборота изъято более миллиона бутылок высокоградусного суррогата. Пресечена деятельность 5 подпольных производств по розливу фальсифицированного “бухла”.


“Хмельной закон” не оставил равнодушными даже известных своим трезвым образом жизни губернатора Подмосковья Бориса Громова и мэра Москвы Юрия Лужкова. Они написали совместное письмо в адрес президента Владимира Путина, в котором откровенно бьют тревогу. “Принятие 102-ФЗ... может привести к функционированию отрасли вне правового поля, анархии на алкогольном рынке, как это было в 1995 году, и, как следствие, к подрыву экономической безопасности России, возможности биотеррористических проявлений на потребительском рынке, повышению уровня смертности населения от некачественной алкогольной продукции” — это лишь небольшая выдержка из их письма президенту.

В регионах (и не только столичном) не скрывают раздражения в адрес разработчиков 102-го закона. Ведь он готовился без учета мнений и предложений субъектов Федерации. Более того, первоначальный текст законопроекта кардинально отличался от того, который положили на подпись президенту. При этом Владимир Путин на заседании Госсовета в Калининграде 2 июля этого года говорил именно о введении государственной монополии на спирт в целях наведения порядка на алкогольном рынке и снижения уровня смертности населения от недоброкачественной алкогольной продукции. Кто так ловко “повернул” закон в обратную сторону?

Главный козырь команды Грефа это то, что данный закон принят в соответствии с требованием ВТО. Тогда почему бы не исключить из ВТО страны, в которых существуют государственные монополии на алкоголь? Это Швеция, Финляндия, Норвегия, Канада и 20 штатов в США, а также практически все европейские государства, которые в связи с возможной угрозой биотерроризма ужесточили свое законодательство в сфере производства и оборота алкогольной продукции.


СПРАВКА "МК"

Ежегодная смертность в России только от отравлений некачественным алкоголем составила в прошлом году 40 тысяч человек. В Москве и Подмосковье сегодня данная статистика в 17 раз ниже, чем в среднем по стране, и составляет 1,7 случая на 100 тысяч населения.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру