Фильтруй контент!

Зарплата преподавателей возрастет до 1 тысячи долларов

17 октября 2005 в 00:00, просмотров: 302

— Порносайты — не самое страшное, что есть в Интернете, — заявил со сцены вузовского ДК министр образования и науки Андрей Фурсенко. — Мы финансируем создание системы его контентной фильтрации...


Студенты столичного технического университета, приглашенные на встречу с министром, заметно оживились. То ли слово “порносайты” их зацепило, то ли поддержали идею разумного использования ресурсов Всемирной Паутины. Интернет-информация, попадающая на вузовские и школьные компьютеры, теперь будет жестко контролироваться. В учебных заведениях установят фильтры, которые не пропустят разную “грязь”. “Такие ограничения для несовершеннолетних законны, и это наша обязанность”, — заявил министр.

Практику засчитают в трудовой стаж

Доцент одной из кафедр заявила: “Студенты дневных отделений должны учиться, а не работать, тем более что большинство трудятся не по специальности. На лекциях почти никого нет, и не потому, что ребята ленятся, а потому, что подрабатывают...” Фурсенко категорически не согласился с ученой дамой:

— Я рос в обеспеченной семье, но когда хотел купить себе дорогую вещь, делал это на собственные деньги, заработанные в стройотрядах.

По мнению министра, студенты, особенно старших курсов, должны работать, и желательно по специальности. Ведь работодателям нужна не бумажка — вузовский диплом, а трудовой стаж. В объявлении о наборе специалистов, пошутил министр, как-то было написано: “В крупную фирму требуется молодой человек до 35 лет со стажем не менее 20 лет”. Поэтому чем раньше студент начнет приобретать трудовые навыки, тем больше у него шансов хорошо устроиться. Старшекурсники подрабатывают во всем мире, это нормально. В России, по словам Фурсенко, возрождаются летние стройотряды, и в них можно неплохо получать. Министерство, со своей стороны, постарается сделать так, чтобы труд студентов засчитывался в общий стаж.

Зарплата преподавателя вуза — 1000 долларов

Один из студентов не согласился с министром: “Как только начинаешь работать, снижается успеваемость. Значит, лишают стипендии, и приходится вкалывать еще больше. Замкнутый круг...” Выход, по его мнению, может быть найден через существенное повышение размера стипендий. Андрей Александрович тут же предложил собравшимся самим распределять деньги. Стипендиальный фонд вузов за последний год вырос в 1,5 раза, но это все равно мало. Поэтому должен быть другой принцип назначения стипух: не всем сестрам по серьгам, а только самым умным и действительно бедным. “Кому-то 600 рублей хватает лишь на то, чтобы угостить девушку два раза кофе, а кто-то на эти деньги живет... Вы лучше знаете, кто нуждается, поэтому должны участвовать в назначении стипендий”, — заявил министр. Сегодня студент получает 600 рублей академической стипендии и 900 социальной. Фурсенко предложил увеличить эти выплаты до 1,5—2 тысяч рублей. В сумме получится 3—4 тысячи. С подработкой на кафедре хватит на проживание и питание... Дело за студенческими профсоюзами, они должны взять инициативу на себя.

Преподавателей университета интересовал вопрос о повышении зарплат.

— Я был в Нижнем Новгороде, — поделился воспоминаниями министр, — там ведущий профессор, доктор наук, получает в месяц уже больше тысячи долларов.

Вузовский преподаватель, по мнению министра, должен заниматься не только чтением лекций и проведением семинаров, но и наукой. За счет исследований по контракту для коммерческих структур можно зарабатывать неплохие деньги. Например, в 2004 году вузы, подчиненные Рособразованию, получили из госказны 60 миллиардов рублей и столько же заработали за счет внебюджетной деятельности. Деньги направили на развитие материальной базы и премирование лучших преподавателей. “Надо поддерживать лидеров”, — заявил министр. А вообще к 2008 году зарплата в 1000 долларов должна стать нормой для тех преподавателей, кто действительно работает в вузе, а не держит там трудовую книжку.

Магистратура не будет бесплатной

— Для специалистов гуманитарных, информационных, экономических факультетов будет двухуровневое высшее образование, — заявил Фурсенко. — Мы не знаем, какие кадры понадобятся через 10 лет, потому что неизвестно, что будет с экономикой. При Болонской системе легче адаптироваться к рынку, она предполагает большую свободу выбора.

Бакалавр может пройти магистратуру в другом университете, даже за границей. Есть программы обмена студентов, есть президентские гранты... И молодой человек, проучившись год в Мюнхенском университете, не потеряет время, потому что система зачетных единиц универсальна и для Европы, и для России. Тогда отечественные дипломы станут по-настоящему конвертируемыми, признаваемыми во всем мире. Правда, по словам Андрея Александровича, магистратура не будет бесплатной для всех...

Вообще же по поводу платности образования у министра оказалось две новости — хорошая и не очень. Первая: бюджетные места в вузах останутся, норма 170 на 10 тысяч населения будет свято соблюдаться. Даже возрастут (на 30%) расходы на каждого казенного студента. Вторая новость: увеличиваться их количество не будет. Последние пять лет в вузы поступает больше людей, чем заканчивает школу. С одной стороны, это, конечно, хорошо: растет число образованных людей, но с другой — получают ли они качественные знания? В России действует 3200 вузов и филиалов, это в пять раз больше, чем было во всем Советском Союзе. Но какие знания в них дают? Качественное образование не может быть за 200 долларов в семестр, это профанация обучения.

Конспектируй — запомнишь главное

Министр успокоил собравшихся по поводу слухов о возрождении распределения: “Ничего такого не будет. Другое дело, если студент заключит с вузом и государством договор. Он получит субсидию на обучение, а потом отработает несколько лет по специальности. Или вернет деньги”. За счет субсидий, заверил Фурсенко, можно будет не только получить хорошие знания, но и обеспечить сносное питание и проживание во время учебы...

Про Единый госэкзамен министр сказал: “ЕГЭ должен установить планку знаний, ниже которой нельзя принимать в вузы. К сожалению, сейчас берут почти всех, у кого есть деньги...”

— Пользовались ли вы шпаргалками во время экзаменов? — поинтересовалась одна симпатичная студентка.

— Нет, всегда очень волновался, боялся попасться, поэтому предпочитал готовиться по-настоящему.

— Не пора ли заменить тетради и учебники на электронные средства записи? Ведь перерисовывать с доски формулы и доказательства так скучно... — предложила другая девица.

— Я человек старорежимный и считаю, что бумажные учебники себя еще не изжили, — ответил Фурсенко, — к тому же конспектировать очень полезно, запоминаешь главное...




Партнеры