От Осло — уши

У россиян оказались слишком мелкие дырки

Российский траулер “Электрон” (судно М-0133) держит курс на порт Мурманск. На небольшом удалении от него следуют два корабля норвежской береговой охраны, которые намерены довести дело до конца и задержать-таки “нарушителя правил рыболовства”. Навстречу судну-браконьеру вышел сторожевой корабль “Тверь”, который готов встретить и препроводить “кавалькаду” в российский порт. Кто прав, кто виноват в этой морской драме — решит следствие, которое разберется с делом уже на суше.

Сюжет с арестом и последующим бегством российского траулера напоминает плохой детектив. До сих пор эксперты двух стран пытаются понять, кто повел себя неадекватно — норвежские инспектора, которые задержали российское судно в общей экономической зоне лишь за то, что “селективные решетки” трала, через которые пропускается пойманная рыба, были слишком маленькими (самой мелкой рыбы, на которую распространяется запрет на вылов, на борту “Электрона” инспектора не обнаружили), или, может, повинен капитан судна Яранцев, решивший “не сдаваться в плен”, а ринуться к дому, прихватив с собой заложников-инспекторов.

По словам замначальника Мурманрыбводы Нины Явдощук, норвежские пограничники и впрямь переусердствовали: они изъяли помимо судового и промыслового журнала те документы, которые не имеет права изымать никто — диплом капитана плавания и свидетельство плавания судна под российским флагом. После чего предложили капитану сдаться под арест и проследовать за ними в норвежский порт. Что тоже — не в правилах международного рыболовства.

— Наши суда не рыбачат в норвежских водах, район Шпицбергена — это общая экономическая зона, — поясняет Явдощук. — Но контролируют там процесс норвежские инспектора. Они сочли, что ячейки трала слишком мелкие — меньше 125 мм в некоторых местах. Но такое могло произойти, если сеть порвалась и ее чинили — никто же во время лова не замеряет размеры ячеек сети с миллиметровой линейкой.

По мнению некоторых экспертов, капитан судна тоже повел себя не лучшим образом. По словам начальника Мурманского пограничного управления ФСБ России генерал-майора Виктора Губенко, “действия капитана “Электрона” не поддаются логическому объяснению. “Электрон” должен был подчиниться требованиям норвежской стороны”. В самом деле, поведение капитана Яранцева больше напоминает сюжет “в детстве в войну не наигрался”. С того момента, как российский траулер начал удирать от норвежских пограничников, Яранцев выдавал в эфир такие комментарии, от которых у россиян холодела душа. Например, ночью капитан сообщил, что их обстреливают зажигательными ракетами. ФСБ РФ тут же опровергла информацию, разъяснив пылкому капитану, что это всего лишь осветительные ракеты, которыми пограничники подают судну сигнал — лечь в дрейф. Еще через некоторое время капитан выдал в эфир сообщение, что норвежцы “расчехлили орудия” и он готов идти на столкновение с норвежским кораблем. Просто Талалихин какой-то. Уже утром капитан сообщил, что норвежские пограничники набрасывают на винт “Электрона” трал, и он опять же готов оказать должный отпор. Но, как выяснила российская погранслужба, норвежцы даже при желании не могли ничего набросить на винт траулера: из-за шторма они вообще потеряли “Электрон” из виду. Волны сейчас в Баренцевом море достигают 6 метров.

ЗАО “Корс”, которому принадлежит траулер “Электрон”, действия своего капитана никак не комментирует. Они отключили телефоны и не выходят на связь с общественностью. Между тем “Электрон” уже задерживали за незаконный промысел — в марте 2002 года в 170 милях от Хаммерфеста.

Пока нет ясности и с участью двух заложников — инспекторов норвежской охраны. По некоторым данным, они сами отказались покидать российское судно, более того — отказались пересаживаться на другой траулер с тем, чтобы их вернули в Норвегию. Теперь норвежцев должен доставить на родину сторожевик “Тверь”, который пока безуспешно пытается выйти из порта Мурманска — мешает шторм.

“МК” связался с официальным представителем северного командования Королевских ВМС Норвегии Йоном Лиеном, который прокомментировал пограничный конфликт.

— В данный момент два корабля береговой охраны преследуют российское судно, но в этом районе — сильный шторм и затруднена видимость. Поэтому мы не предпринимаем никаких действий и лишь следуем за нарушителем.

— А правда ли, что норвежские корабли обстреляли российский траулер “зажигательными ракетами”?

— Нет, это неправда. В субботу российское судно нарушило международные правила рыбной ловли в районе острова Свальбард, и с корабля береговой охраны на его борт поднялись два инспектора и арестовали судно. После этого российский траулер еще раз нарушил закон, не подчинившись действиям инспекторов и предприняв бегство. Наши инспектора все еще находятся на борту траулера. И мы не отдавали приказа вести огонь по судну — это я могу сказать точно.

— Насколько законно преследование судна в российской экономической зоне?

— Как российская, так и норвежская экономические зоны являются нейтральными водами, а не территориальными.

— Вы уже связались с российскими властями?

— У нас отличные отношения с российским ВМФ, и в частности с главкомом береговой охраны России. Мы находимся в постоянном контакте с ними и в последний раз проводили консультацию в понедельник вечером.

В пресс-службе Погрануправления ФСБ России “МК” заявили, что никаких официальных комментариев до дипломатического разрешения ситуации давать не намерены. Тем не менее информация о том, что к месту конфликта направлен российский пограничный сторожевой корабль “Тверь”, подтвердилась. По словам пограничников, основная задача “Твери” — обозначить свое присутствие в зоне спорной ситуации и не допустить насильственных действий по отношению к российскому траулеру. Возможно, на “Тверь” пересядут и находящиеся на борту “Электрона” норвежские инспектора.


КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ:

Константин МАКЕЕВ, руководитель пресс-службы Федерального агентствапо рыболовству:

— Подобной ситуации, чтобы кто-то от кого-то убегал, никогда не было. Случай беспрецедентный. Наш МИД сейчас вырабатывает позицию, позволяющую выйти из этой ситуации без применения силы с чьей-либо стороны, чтобы прийти к решению, устраивающему всех. Хотя бы для того, чтобы подобного не случалось в будущем.

Однако российская сторона не согласна с тем, что норвежцы арестовывают суда. Мы признаем за ними право осматривать суда в случае обнаружения нарушений. Например: перелов, неправильный район или неправильное орудие лова. В любом случае они должны составить акт и прислать его в Россию. И уже Россия примет к нарушителю строгие меры. Не пожурит, а именно накажет: и судовладельца, и капитана. В данном же случае они попытались арестовать судно. И это мы считаем неправильным. Но у норвежцев, видимо, другое мнение.


Из досье “МК”: КАК НОРВЕЖЦЫ ЗАДЕРЖИВАЛИ РОССИЙСКИХ РЫБОЛОВОВ

Февраль 2002 г. — рыбная инспекция Норвегии задержала российский траулер “Мишуково” в норвежской экономической зоне Баренцева моря по подозрению в вылове объема рыбы, превышающего установленные нормы.

Сентябрь 2002 г. — в Баренцевом море сотрудниками береговой охраны Норвегии задержан траулер “Василий Зайцев”, ловивший сельдь в норвежской экономической зоне. Российских рыбаков обвинили в том, что прилов сайды в улове сельди недопустимо высок.

Сентябрь 2002 г. — сотрудниками норвежской береговой охраны задержан большой рыболовный траулер “Цимлянск”. Как сообщалось, судно задержано за нарушения в ведении промыслового журнала.

Август 2004 г. — российский траулер “Капитан Сухондяевский” задержан норвежской береговой охраной в Норвежском море в норвежской экономической зоне. Причиной задержания стала формальная ошибка в промысловом журнале, допущенная капитаном судна во время промысла трески в районе норвежского острова Ян-Майен.

Октябрь 2004 г. — инспектора береговой охраны Норвегии задержали в Норвежском море российский траулер “Николай Афанасьев”.


По данным генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Геннадия Степахно, компания “Корс” существует более десяти лет. Всего в Мурманске 47 частных рыболовецких компаний, в распоряжении которых находится 101 судно. У компании “Корс” на балансе два корабля — “Бриз” и “Электрон”. “Электрон” новее, построен на Киевской верфи. Ориентирован на рыбную ловлю в “донных водах”, к которым относится зона в районе острова Шпицберген, рассчитан на 200 тонн рыбы. Сейчас на борту траулера всего 27 тонн рыбы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру