Пугачева попала в историю

А Киркорову не хватило популярности

На российском книжном рынке — сенсация: появилась Российская энциклопедия. 30 лет назад из-под печатного станка вышла легендарная Большая советская энциклопедия. Российской все эти годы не было. Даже в помине. Сегодня в Германии одновременно печатается 62 тома, предполагается, что полное собрание люди получат в течение пяти месяцев. Как в старые добрые времена, энциклопедия будет распространяться только по подписке.

Подробности создания энциклопедии мы узнали из первых рук — у главного издателя, кандидата филологических наук доцента Григория Викторовича Кожевникова.


— Григорий Викторович, издание ваше — довольно дорогое, надеетесь, будет спрос?

— Основной контингент, на который мы рассчитываем, это обеспеченные, интеллигентные люди, которые купят нашу энциклопедию, кстати, называется она “ТЕРРА”, для дома. Некоторые будут покупать для кабинетов. Потому что, вы знаете, по старой советской традиции раньше стояло собрание сочинений Ленина, 56 томов, или Большая советская энциклопедия — 30 томов. Теперь ставить нечего...

— А какой-то дарственный фонд у вас есть? Скажем, для Российской государственной библиотеки, Библиотеки президента...

— Библиотека президента получает специальный экземпляр. Это по закону об обязательном экземпляре. Хотя кабинетов в Кремле и в Управлении делами Президента достаточно много...

— А вот такая больная тема, как научно-редакционный совет, кого вы туда пригласили?

— Вопрос не простой. Научно-редакционный совет возглавляет Геннадий Андреевич Месяц, вице-президент Академии наук. И в состав этого совета входят по разным отраслям знаний академики, которые согласились с нами работать. Но эти же академики, в том числе и Месяц, одновременно являются членами научно-редакционного совета Большой российской энциклопедии. По-моему, еще в 93-м году Борис Николаевич подписал указ о ее создании. Каждый год в бюджете им выделяется порядка 30—35 миллионов рублей. В этом году они выпустили первый алфавитный том. У них объединенный объем этого издания — 30 томов. Если они будут хотя бы по три тома в год выпускать, как обещают, то выход этой энциклопедии растянется на 10 лет. С точки зрения научно-редакционного совета, да, там были проблемы. Но члены нашего научно-редакционного совета заняли, на наш взгляд, правильную позицию. Они объяснили на президиуме Академии наук, что это — их частное дело.

— Какого главного принципа вы придерживались в процессе создания энциклопедии?

— Мы пришли к выводу, что сейчас нужно делать энциклопедию более популярную. За знаниями в энциклопедию не ходят, ходят за справками. Мы танцевали от справки. А еще у нас имеется электронная база, и это позволяет оперативно вносить любые изменения. В дальнейшем мы планируем, что вся новая информация будет попадать в ежегодник. Таким образом, лет на 20, то есть для целого поколения, первого издания энциклопедии хватит, а в ежегодниках будет измененная, освеженная, обновленная информация.

— Электронная база имеет свои отрицательные стороны. Ее, в конце концов, могут выложить в Интернет.

— Мы сами собираемся создать сайт в Интернете, после того как выйдет первый тираж. Работа над этим сайтом уже идет. На самом деле Интернет для нас — не конкурент. Для тех, кто хочет пользоваться информацией, неважно в каком виде, достаточно электронного сайта. И они никогда книгу не купят, по крайней мере, энциклопедию. Но многие предпочитают пользоваться классическим печатным изданием, потому что это возможность пальцами почувствовать, а у них с детства такая привычка. Это не виртуальная информация, это — предмет, который есть перед глазами, с иллюстрациями.

— Ваша энциклопедия — первая, взяли на себя смелость оценивать исторические события, лидеров?

— Мы изначально ушли от оценки в статьях, оставили только фактологию, связанную с именами. Основные этапы их жизни, деятельности. Причем в тех случаях, когда фигуры крайне известные, мы даем минимум информации. А вот когда фигура известная, но добраться до информации о ней сейчас трудно, статьи получились более развернутые. Например, про лидеров фашистской Германии решили написать побольше, но тоже безоценочно, потому что про них сегодня крайне трудно найти информацию. Или она излишне заидеологизирована.

Та же БСЭ создавалась в другом государстве. С другой идеологией, господствующей. Кстати говоря, это нисколько не умаляет достоинств БСЭ. Потому что по качеству, по строгости подготовки статей, по тщательности выверки дат, фактов, цифр, пожалуй, это лучшее издание. Мы стремились к этому идеалу, хотя, конечно, энциклопедия без огрехов не бывает, это очевидно. И мы во вступительной статье сразу просим нас извинить и сообщать нам обо всех неточностях.

— А из ныне действующих громких фамилий кого вы отбирали? По какому принципу?

— Это был самый тяжелый случай. Как известно, при создании любой энциклопедии, любого биографического справочника отбирают туда уже умерших людей, потому что есть устоявшаяся оценка и становится очевидно, кто есть кто. С живыми же имеется одна крайне серьезная проблема. Если ты включил одного, то второй может спросить: а чего же ты меня забыл... Есть такое — я лучше, я значимее, я более великий... Здесь мы чуть-чуть своровали у “Британики”, там есть такое правило: если пять лет подряд в каждом ежегоднике “Британики” появляется такая фигура, она перекочевывает в основной блок. Мы даже не афишировали, что готовим энциклопедию, как раз по этой причине. Потому что как только просочилась информация, к нам сразу стали поступать предложения: давайте включим вот такого, причем это будет не бесплатно... Достаточно высокопоставленные люди просили. Для примера, лидеры крупнейших российских партий у нас, безусловно, есть, но не все политики удостоились отдельной персональной статьи. Артисты, известные, много снимающиеся, которые на слуху, на виду... но мы тоже не всех включили.

— Говорят, “АББА” есть, а Пугачевой нет...

— Почему? Есть Пугачева. Мы хотели даже в статье обыграть знаменитый анекдот, поскольку мы народ веселый, ну, что Брежнев — политический деятель времен Аллы Борисовны. Из поп-культуры еще Валерий Леонтьев представлен. Русский рок у нас достаточно отражен: “Кино”, Борис Гребенщиков, “Алиса”. Разумеется, есть Владимир Высоцкий.

— А, скажем, Киркоров?

— А вот Киркорова нет. Мы долго спорили, а потом все-таки решили его исключить.

— К вам завтра прибегут с чемоданом денег...

— Нам хотелось бы этого избежать... Имена и наиболее острые последние события — самое тяжелое в создании энциклопедии. Мы уже беседовали с некоторыми деятелями, которые в вышедших томах себя не обнаружили, мы им объяснили: какие проблемы? В ежегоднике засветитесь, побудете там три года подряд, попадете сюда. Есть стимул, надо работать, стремиться.

— Сколько денег вы вложили в издание? Хотя бы порядок цифр. Что это, миллионы долларов, тысячи?

— Миллионы...

— Были какие-то забавные моменты в процессе издания?

— Конечно, регулярно. Вот вам пример. Вдруг обнаружили, что есть статья “Коммунистическая партия Российской Федерации” и нет статьи “Коммунистическая партия Советского Союза”.

Долгое время все, кто работает, контрольная редакция, все почему-то этот ляп пропускали... Есть КПРФ, и этого достаточно, а в тему статьи никто глубоко не смотрел.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру