Крестьяне уток не понимают

В Тульской области считают птичий грипп чьим-то розыгрышем

Всю неделю новости из тульской деревни Яндовка напоминали сводку военных действий. Только в графе “Потери врага” фигурировали не солдаты противника, а куры, гуси и утки. Под шприц со смертельной инъекцией здесь было пущено все поголовье домашней птицы. По завершении маленькой победоносной операции корреспонденты “МК” отправились в очаг очередной “чумы XXI века”.

По пути делаем остановку в райцентре. Старинный Ефремов с населением 50 тысяч знаменит первым в СССР каучуковым производством, а еще тем, что здесь похоронена мать Бунина. Средь бела дня продавцов на центральном рынке — раз, два и обчелся. Мясом вообще никто не торгует. Ага, налицо паника и экономическая депрессия…

— Ничего подобного, — разуверяет продавщица бытовой химии. — Мясом у нас торгуют раз в неделю — по воскресеньям. А в остальные дни всегда так.

— Вот вы лично напуганы птичьим гриппом?

— Да это же далеко! Километров сорок. Хотя я своих гусей перестала со двора выпускать. Ну и присматриваюсь к ним повнимательней: больные гуси, говорят, становятся вялыми.

— Ваши пока не вялые?

— Какое там! Орут по ночам как сволочи.

На окраине райцентра живность держат практически в каждом дворе. Гуси, куры и индюки разгуливают стайками прямо по улицам. Но кого из бабушек ни спроси, все отвечают: птица, мол, не моя, а чья — не знаю. Такое впечатление, будто люди боятся не столько птичьего гриппа, сколько проходимцев, которые под видом борьбы с инфекцией того и гляди “конфискуют” птицу-кормилицу.

— Никакой паники нет, — подтверждает глава Ефремовского района Сергей Пономарев. — В самой Яндовке у жителей, конечно, тяжелое психологическое состояние: все лето откармливали птицу, а когда пришла пора резать — такая вот напасть. Но люди восприняли меры предосторожности правильно. Вся домашняя птица — 2266 голов — на сегодня уничтожена. Хотя, конечно, нельзя исключать, что кто-то мог припрятать тушки для себя, холодильники и погреба мы не проверяли.

А вот проникновение вируса на единственную в районе птицефабрику, где 465 тысяч кур, по словам Пономарева, полностью исключено: режим ужесточен до предела. Сама Яндовка тоже взята под особую охрану: на всех четырех подъездах выставлены карантинные посты, посторонних в деревню не пускают. Мэр также сообщил, что обещанную компенсацию (100 рублей за курицу, 200 — за утку и по 300 — за гуся и индюка) яндовцам выдадут через две недели. Полмиллиона рублей на это выделяет областной бюджет.

Метров за сто от деревни асфальт заканчивается. Тут как раз и организован один из “блокпостов”. Выглядит это так. Поперек дороги толстым слоем и шириной метра два насыпаны опилки. Рядом стоит бочка с дезинфицирующим раствором. При бочке — человек в химзащитном костюме. Чуть поодаль, около милицейской машины, скучает постовой милиционер. Машина проезжает по этой подушке из опилок — и считается, что она обеззаражена. То же самое и с пешеходами.

— Чем дезинфицируете-то?

— А этого я не знаю, — разводит руками 68-летний местный житель Сергей Васильевич Борщев. — Моя обязанность — поливать опилки, когда они подсыхают.

Для иллюстрации своих слов пенсионер тут же берет лейку и начинает поливать, как будто грядку. Ни цвета, ни запаха жидкость, похоже, не имеет…

— Никто из молодых не согласился, а мне пообещали за это зерна привезти для бычка, — поясняет Борщев. — И то польза, ведь работы в селе никакой нет, колхоз давно разорился.

Птицу в Яндовке держали в каждом дворе — иначе концов с концами просто не свести. Зарплата в этих краях — одна-две тысячи, пенсии — и того меньше. 14 октября войдет в историю деревни черной датой. Именно в ту пятницу сразу в трех дворах обнаружили мертвую птицу — 137 кур, гусей и уток. Еще через пару дней, в течение которых пернатые продолжали дохнуть, из Москвы пришли результаты анализов: птичий грипп. Считается, что роковую роль сыграли три больших пруда на окраине деревни. Их выбрали для привала дикие утки. На воде и произошел интимный контакт домашних птиц с их перелетными сородичами.

Три дня по деревне ходили бригады, составленные из ветврачей и бойцов МЧС. Убеждали жителей и забирали у них потенциальных носителей заразы. Птиц умерщвляли уколом, сжигали в котловане, и прах тут же закапывали. Следом по дворам проезжали цистерны, и раствором хлорки поливались сараи-птичники. К 20 октября домашней птицы в Яндовке не осталось.

Но самое удивительное, что в деревне в птичий грипп никто до сих пор не верит!

— Когда первых умерших гусей вскрыли, у них были глисты, — излагает общепринятую точку зрения местный житель Николай. — Говорили, что они отравились. А потом какой-то грипп придумали. Никогда не было — откуда он мог взяться?! На нашем краю вообще ни одна птица не погибла.

— И с деньгами скорее всего обманут, — вторит супруга Наталья. — Нам выдали листки, на которых записано, сколько было кур, сколько гусей. На этих бумажках — ни печати, ни подписи. Народ не верит, что по ним заплатят.

Но если и заплатят, суммы деревенских все равно не устраивают.

— Говорят, дадут за гуся 300 рублей, — горячится другой местный житель. — А стоит он сейчас на рынке 450. А под Новый год будет стоить 800! К праздничному столу я уже не куплю…

Удивительно: в Москве само название Яндовка вызывает ужас и панику. Шутка ли: эксперты ВОЗ прогнозируют, что при неблагоприятном развитии событий вирус птичьего гриппа в мире может унести от 5 до 150 миллионов человеческих жизней! А в зараженной деревне люди подавлены, расстроены, плачут по своим потерям и ругают власть, но страха перед страшным вирусом нет и в помине.

Две старшеклассницы, приехавшие из школы на рейсовом автобусе, оживленно беседуют и смеются.

— Девчонки, неужели не страшно?

— У нас тут жизнь пострашнее, чем птичий грипп, — не задумываясь отвечает одна. — Работы нет, пойти некуда. Если бы три года назад бывший председатель Магомед Магомедович дорогу не сделал, сюда было бы уже не проехать.

— Обидно, когда дохлыми курами все интересуются, а живыми людьми — нет, — вставляет вторая школьница.


25 октября в 15.00 в “МК” пройдет пресс-конференция главного государственного санитарного врача по Московской области Ольги Гавриленко. Тема — птичий грипп, его профилактика и предупреждение. Аккредитация журналистов по тел. 256-9500 и e-mail: sos@mk.ru. Адрес пресс-центра “МК”: ул. 1905 года, дом 7 (вход со стороны ул. Костикова).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру