Первым делом самолеты

Руководитель компании «Аэрофлот» ответил на вопросы читателей «МК»

Компания “Аэрофлот” в представлении не нуждается. Ее руководитель — генеральный директор ОАО “Аэрофлот” Валерий Окулов — тоже. Поэтому как только Валерий Михайлович приехал в “МК” на прямую линию, наши читатели тут же оборвали редакционный телефон. Говорили они с ним, как со старым знакомым. В основном, конечно, о самолетах. А вот о том, что г-н Окулов — отец четверых детей, увлекается рыбалкой и туризмом, увы, не вспоминали. В газетную версию прямой линии мы вынесли самые интересные вопросы-ответы.

Под крылом самолета

— Какой стандартный срок службы самолетов?

— Жизнь самолетов на самом деле имеет большую продолжительность, которая зависит от марки самолета и от его востребованности. У некоторых судов есть даже вторая жизнь. Например, грузовые самолеты “Геркулес” производства 50-х годов были предназначены к списанию в начале 90-х, но на них установили новый двигатель, и сегодня их никто не собирается списывать. То же самое касается пассажирских самолетов. Пока их экономические показатели и показатели надежности отвечают всем стандартам и требованиям, самолеты, как правило, эксплуатируются.

— Что вы делаете с самолетами, у которых закончился срок службы? Продаете?..

— Если самолеты отработали свой календарный ресурс, они списываются и утилизируются.


— Почему сегодня в основном летают импортные суда? Каковы перспективы у наших самолетов?

— Это только так кажется, что импортных самолетов больше, чем наших. На самом деле все совсем наоборот. Сегодня наш флот насчитывает 27 импортных самолетов и более 60 самолетов отечественных. При этом на импортной технике мы делаем более 50% объема работ. Почему? Потому что в нынешних условиях эскалации цен на авиационное топливо западные самолеты гораздо выгоднее и экономичнее: они едят меньше топлива, чем наши “Ту-134”, “Ил-86”, “Ту-154”, которые из-за своей топливозатратности сегодня стали убыточны. Отдача от импортной техники — больше. К тому же по регламенту технического обслуживания западные самолеты могут больше времени находиться в воздухе. Привожу пример. На наших “Ту-154” мы можем летать до 2,5 тысячи часов в год, на “Аэробусах” — 3,5 тысячи часов, а на “Боингах-767” и “трех семерках” (“Боингах-777”) — уже более пяти тысяч часов год. Импортные самолеты чаще летают — неудивительно, что у вас создается впечатление, что их больше.

— Есть перспективы приобретения новой экономичной российской техники?

— Мы считаем наиболее перспективным проект RRJ — этот ближнемагистральный самолет рассчитан на 95 пассажирских кресел и дальность полета до 2,5 тысячи км. Лайнер изначально проектируется с расчетом не только на внутренний, но и на мировой рынок. К тому же при приобретении мы сразу можем рассчитывать на большую серию, которая позволяет снизить начальную стоимость самолета. На судне будут установлены новые двигатели совместного российско-французского производства. Что позволит снизить расход топлива в два раза по сравнению с “Ту-134”.


— Последнее время было много авиакатастроф, в том числе и на “надежной” иностранной технике. Может ли пассажир чувствовать себя в безопасности на борту воздушных судов вашей авиакомпании?

— “Аэрофлот” пошел дальше других российских авиакомпаний. Мы перешли на международные стандарты работы, получили сертификат качества и первыми из российских компаний прошли международный аудит эксплуатационной безопасности. Если другие авиакомпании в большинстве своем “проедают” самолетный ресурс, не восстанавливая его, то “Аэрофлот” обновляет его. Недаром коэффициент безопасности у “Аэрофлота”, по классификации Международной организации гражданской авиации (ИКАО), составляет 99,95%. Это один из самых высоких показателей в мире.


— Какие лучше выбирать самолеты — иностранные или отечественные? Какие надежнее и качественнее?

— Ненадежных самолетов не бывает. Эксплуатируются только те самолеты, которые отвечают требованиям безопасности. Причем как импортные, так и наши. Свои сильные стороны есть у каждого производителя. Причем самолетов одной только национальности не существует: нет чисто американских или чисто французских самолетов. “Боинг” лишь на 40% состоит из деталей родного производства. Все остальное — комплектующие, агрегаты, узлы — поступает из Канады, Кореи, Японии, Мексики, Испании. То же самое касается “Аэробуса” и других самолетов. Кооперация в создании авиационной техники носит глобальный характер.


— Почему временно запретили эксплуатацию “Ил-96”? Насколько неполадки опасны для нормального полета?

— Проблемы “Ил-96”, из-за которых остановили их эксплуатацию, были давно известны. Они технические. Ситуация не была столь драматичной. Но... Авиационные власти приняли решение остановить эксплуатацию этих судов. Поскольку разработчики и производители не предпринимали мер по устранению выявленных дефектов и недостатков. На самом деле устранить их не составляло большого труда. Достаточно было одной недели. Однако разработчикам и производителям потребовалось шесть недель. К сожалению, пассажирам пришлось терпеть неудобства. Полеты на Дальний Восток, в Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Дели нам пришлось перевести на самолеты “Ил-86” с дополнительными посадками. Это дополнительные расходы для “Аэрофлота”. Но наши убытки несоизмеримы с неудобствами, которые пришлось терпеть пассажирам.

— У других отечественных авиалайнеров таких проблем не наблюдалось?

— Модели, которые мы эксплуатируем — “Ту-154”, “Ту-134”, “Ил-86”, — более старшего возраста, и они лучше отработаны в эксплуатации. Недостатки обычно возникают у новых моделей.

О выгодах и льготах

— Планируете ли вы изменить обслуживание пассажиров?

— Конечно, и такие изменения уже происходят. Например, на дальнемагистральных самолетах в бизнес-классе мы вводим новые кресла-коконы, которые полностью раскидываются и позволяют человеку уединиться. А новое бортовое питание, по сути, полностью отвечает требованиям ресторанного обслуживания. По бизнес-классу мы серьезно обыгрываем многих наших конкурентов. И европейские компании это видят.

— Ждет ли новый сервис пассажиров экономического класса?

— Эконом-класс мы ориентируем на стандарты лоукост — c минимальными затратами на сервис. И это не случайно. Для эконом-класса что является важным? Минимальная цена билета. Исходя из этих соображений, мы ориентируемся на сокращение, может быть, ряда услуг по питанию, с тем чтобы сделать более дешевые перевозки, более дешевые билеты.


— Не планируете ли ввести какой-то супер-пупер-эконом-класс, чтобы перелет стал доступен даже для тех, для кого простой эконом-класс дорогой?

— Да, мы планируем введение такого эконом-класса. Это будет аналог дискаунтера, тех дешевых компаний, которые пользуются достаточно высокой популярностью. С получением новых самолетов будем вводить места такого эконом-класса. Сначала их будет немного (только в хвосте самолета). Из еды пассажирам станут предлагать только воду и соки. Думаю, уже в следующем году такие рейсы у нас появятся.


— Дает ли “Аэрофлот” льготы пенсионерам на полеты по странам СНГ?

— Льготы имеют участники ВОВ. Для них мы ежегодно предоставляем бесплатный перелет с 5 мая по 20 мая. В этом году мы бесплатно перевезли более пяти тысяч участников ВОВ. И, как ни странно, с каждым годом количество ветеранов, пользующихся этой льготой, растет.


— Как вы стимулируете постоянных клиентов? Предусмотрена для них какая-нибудь накопительная система, скидки, бонусы?

— У нас — самая понятная и простая система скидок. Это программа “Аэрофлот Бонус”. Ее участники при полетах на “Аэрофлоте” накапливают премиальные мили, количество которых зависит от того, каким классом вы летите и дальности полета. Если вы летите в бизнес-классе, то у вас будет в два раза больше миль, нежели в эконом-классе. Накопленные баллы в дальнейшем вы можете обменять на бесплатный билет или вы можете купить билет в экономе, представить свои мили и получить повышение класса.

— А что, потом баллы сгорают или их можно обменять?

— Мили сгорают в том случае, если в течение трех лет на вашем счете не зарегистрировано ни одного полета. В случае если вы не успели зарегистрировать перелет, это можно сделать в течение 12 месяцев от даты полета.

Справочный телефон программы “Аэрофлот Бонус” тел. (095) 723-82-60 .


— Как стать участником бонусной программы?

— Чтобы стать членом бонусной программы, надо направить нам заполненную карточку. Эту карточку вы можете получить в любой нашей кассе, распечатать с нашего интернет-сайта www.aeroflot.ru или www.aeroflotbonus.ru , а также просто заполнить ее на борту самолета во время полета.


— У вас бывают специальные акции, во время которых билет в Европу продается за 99 долларов. За счет чего такая низкая цена: за счет снижения качества обслуживания или уровня сервиса?

— (Улыбается.) Нет, в авиации не может быть ущерба качеству, и сервис мы тоже не снижаем. Мы проводим такую акцию три раза в год — зимой, весной и осенью, когда наблюдается серьезный спад перевозок. Все просто: чтобы самолет не летал полупустой, мы продаем определенное количество мест по 99 долларов. Акция проводится не первый год. И, поверьте, не одни мы такие хитрые. Подобные акции проводят и другие авиакомпании: у кого-то билеты стоят $199, у кого-то фигурируют другие цифры. В конечном счете мы рассчитываем получить лояльных пассажиров. Потому что, летая с “Аэрофлотом”, они увидят, что это совсем неплохая компания, и в следующий раз, наверное, придут к нам, может быть, уже за более дорогими билетами.

— Любой может воспользоваться этой акцией?

— Да. Нет никаких ограничений по возрасту или полу.


— В каких авиакассах удобнее и дешевле покупать билеты на рейсы “Аэрофлота”?

— В кассах “Аэрофлота”, конечно. Там билеты продаются без наценки, в то время как в кассах агентств определенная комиссия существует.

— А через интернет-сайт заказать билеты можно?

— Да, и через Интернет, и через наш cool-center. Мы ввели такую услугу, что вы можете через наш центр информации и бронирования заказать билет с доставкой. Но здесь будет наценка за услугу, за доставку.


— Можно на ваших рейсах перевозить домашних животных? Каким образом? Какие есть ограничения по росту, весу? Нужно ли платить?

— Животных перевозить можно. Но у них обязательно должны быть сделаны все прививки и оформлены документы. Общее требование — животное нужно перевозить в ящиках, клетках или контейнерах, которые соответствуют весу и габаритам животного и пропускают воздух. Клетки не нужны только для собак-поводырей, сопровождающих слепых пассажиров.

Получить более подробную информацию о перевозке любимца вы можете в представительствах и агентствах “Аэрофлота” при оформлении билетов.

— Мой кот весит 5 килограммов. Я могу его перевезти в салоне?

— Можете, но обязательно в клетке. Вес животного, перевозимого в салоне ВС, с весом контейнера не должен превышать 8 кг, а габариты контейнера — 115 см по сумме трех измерений.

Имидж в полете

— Чем “Аэрофлот” отличается от других зарубежных компаний? Я недавно летала на “Эмирэйт”. Там цены на билет на порядок выше, но и сервис, конечно, тоже. Небо и земля...

— Татьяна, вы не планируете в ближайшее время полететь в Эмираты?

— Планирую в конце ноября.

— Настоятельно рекомендую взять билет на “Аэрофлот”. Вы будете приятно удивлены. Мы сделали регулярный рейс на Дубаи — совершенно новый продукт и новый сервис, по качеству которого мы не уступаем “Эмирэйт”. Единственное, что у них больше, — это самолет (по объему и габаритам). У нас в зависимости от загрузки летают “А319” или “А320”.


— Правда, что у самолетов “Аэрофлота” изменились основные цвета?

— Это правда. И вы можете в этом убедиться, посмотрев на наши самолеты. Они стали серебристые, темно-синие, оранжевые, с флагом на хвосте. Но мы не только перекрасили самолеты. Мы провели серьезную работу по ребрендингу, перепозиционировали имидж “Аэрофлота”, изменили слоган и форму проводников и, по сути дела, создали новый продукт. Это потребовало огромных усилий, большого времени и серьезных капитальных вложений. Но они того стоили.

— Значит, основная причина в том, что вы хотите выделяться среди других авиакомпаний?

— Нет. Так мы хотим показать нашим пассажирам изменения, которые происходят в “Аэрофлоте”, подчеркнуть качественные перемены в обслуживании. Мы позиционируем, что флот стал более привлекательным, и подкрепляем это визуальными изменениями в нашем логотипе. А наш слоган “Искренне ваш” я считаю очень удачной находкой для компании. Это — традиционно русское обращение, оно очень хорошо звучит, отражает содержание и смысл нашей работы, которая прежде всего направлена на обслуживание пассажиров. Но мы сохранили наш логотип — птичку и наши традиции. Я считаю, это правильное решение.


— Планирует ли “Аэрофлот” увеличить количество рейсов и расширить географию полетов по России?

— По России мы намерены развиваться, и не только собственными силами, но и задействовать наши дочерние предприятия — это “Аэрофлот-Дон”, “Аэрофлот-Норд”.

— А что касается Европы?

— Европа — вообще для нас основной рынок. Могу сказать, что три года назад вечером из Европы было улететь невозможно. Существовал один рейс в Париж, один в Лондон и т.д. Сегодня мы выполняем вместе с “Эр Франс” семь рейсов на Париж. Выполняем четыре рейса на Прагу, два на Варшаву, три на Берлин. Гораздо удобнее стало пассажирам. Можно вылететь почти в любое время суток.


— Как обстоят дела со строительством “Шереметьево-3”? Не превратится ли это в очередной долгострой? Не проще ли было просто перейти в другой, более современный аэропорт?

— Стройка идет полным ходом. У нас появится новый современный, привлекательный терминал, принимающий как международные, так и внутренние рейсы, там будут организованы удобные и короткие стыковки между рейсами, транзит, трансфер. Это серьезно усилит нашу конкурентоспособность, сделает аэропорт еще более привлекательным для наших пассажиров. Пропускная способность терминала — 9 миллионов пассажиров в год. Ввод в строй запланирован на ноябрь 2007 года.


— Часто ли “Аэрофлот” побеждает в соревнованиях с другими компаниями?

— Есть несколько специальных изданий (прежде всего западных), которые проводят мониторинг и оценку авиакомпаний по уровню безопасности полетов, качеству обслуживания пассажиров, позиционированию в общественном сознании и т.д. Мнение этих журналов для всех авиакомпаний очень важно. Надо сказать, что, судя по последним исследованиям, проведенным одним из английских изданий, у “Аэрофлота” довольно неплохие позиции. Среди европейских компаний мы стоим на третьем месте.

Что касается конкурсов, то на “Крыльях России” (российском конкурсе, который проводит ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. — Авт.) “Аэрофлот”, как правило, побеждает в разных номинациях. У нас довольно много наград и призов. Но я считаю, что такие конкурсы должны проводить не профессионалы, а пассажиры. Тогда они будут более объективными. А когда сами авиаторы в своей тусовке начинают решать, кто у них краше, кто лучше, это неправильно.


— Планирует ли “Аэрофлот” повышать уровень соцзащиты для летчиков-пенсионеров?

— В “Аэрофлоте”, наверное, самый сильный соцпакет для наших работников и наших ветеранов. Это касается и медицинского, санаторно-курортного обслуживания, и дополнительной пенсии, которую мы выплачиваем через негосударственный пенсионный фонд.


— Куда можно позвонить, чтобы уточнить размер доплаты к пенсии?

— Бывшие работники “Аэрофлота” могут получить информацию о размере дополнительной пенсии, позвонив в негосударственный пенсионный фонд “Социальный партнер” (бывший “Аэрофлот-гарант”) по телефону (095) 903-95-25.

— Валерий Михайлович, спасибо большое. Мы вам очень благодарны.


Связь предоставлена компанией “Аэроком”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру