Королевство кривых зеркал

Названа десятка самых некрасивых автомобилей

27 октября 2005 в 00:00, просмотров: 239

Мода на автомобильный дизайн — дама еще более капризная, чем мода на одежду. Но благодаря каким объективным законам одни модели признаются культовыми, а другие не могут продержаться на конвейере и года — по-прежнему загадка... И результаты опроса “Какие автомобили самые уродливые?”, опубликованные в газете “The Daily Telegraph”, для многих оказались весьма неожиданными.


Без сомнения, законы пропорции золотого сечения, с которых начинается теория изобразительного искусства, справедливы и для дизайна автомобилей. Ведь не секрет, что Mercedes строит свои авто, основываясь на сформулированных еще Леонардо да Винчи постулатах, когда часть относится к целому как 0,618 к единице. Мы этого не замечаем, но когда база автомобиля относится к длине кузова именно в этой пропорции — машина становится приятна глазу. Подробнее разобраться в этом вопросе и решили англичане.

По мнению британцев, сегодня главный “квазимодо” в королевстве — Ssang Yong Rodius. Однако респонденты и не подозревали, что дизайн Rodius, как и такого же ужасного Ssang Yong Musso, создавали их соотечественники! Знай жители туманного Альбиона, что Rodius — творение Кена Гринли из Королевского колледжа искусств, они были бы осторожнее в оценках. Первый корейский эксперимент по использованию при создании авто так называемой виртуальной платформы, похоже, не удался. Ну, да и бог с ним. Сами корейцы считают Rodius настоящим прорывом в автодизайне, до которого европейцы еще не доросли. Кстати, кроме дикого Rodius в конце списка британского негодования есть и несколько вполне вменяемых “корейцев” — Kia Rio и Kia Sedona (Carnival).

Если бы подобный опрос проводился в России, то, кроме терпимости, наши люди наверняка проявили бы по отношению ко многим авто еще и сострадание, оправдывая их убожество технологическим диктатом. “Бесспорно, первая идея — это эскизные рисунки”, — соглашается Лев Гуменьщиков, доцент кафедры автодизайна МГТУ МАМИ. Но, будучи инженерами, автодизайнеры понимают тесную связь эскизного рисунка с конструкцией авто. Форму автомобиля нельзя создать в отрыве от его компоновки и технологий.

На втором месте у англичан — Fiat Multipla первого поколения, уже благополучно снятый с производства итальянцами. Автомобиль сомнительный, хотя и не такой панически страшный, как Rodius. Дизайнеры “Центра стиля Fiat S.p.A.” сломали все представления о нормальном автомобильном обличье. Cтилисты на сей раз не стали выверять поверхности по лекалам. Главными визажистами здесь оказались объективные факторы: себестоимость, функциональность, и эргономика. Однако осенью 1996 года на автосалоне в Париже, когда появился тогда еще концепт Multipla, немногие верили, что нелепый минивэн все же доберется до конвейера. Еще как добрался и до сих пор пугает своим “эффектным” появлением европейских эстетов!

Удивительно, но в компанию “призеров” затесался Maybach, который респонденты обозначили понятием “довольно страшненький”. Возможно, осуждение автомобиля стоимостью в полмиллиона евро за недостойный облик — попытка англичан показать миру свое заведомо утонченное понимание красоты. А если учесть, что Maybach — конкурент британским Rolls-Royce и Bentley, то стремление целой нации пнуть опасного конкурента начинает попахивать великодержавным шовинизмом. К тому же британцы опять не учли, что в период создания Maybach дизайн-группой в Daimler-Benz руководил Мюрат Гюнак, закончивший все тот же Королевский колледж искусств в Лондоне.

На четвертом месте оказался самый удачный серийный ретромобиль десятилетия Chrysler PT Cruiser. Этот “железный конь” создавался американцами: идея — Тома Гейла, разрабатывал машину Брайан Несбитт (ныне шеф-дизайнер марки Opel), а руководил всем глава службы дизайна Chrysler Нейл Уоллинг. Вообще Chrysler PT Cruiser — случай особый. Его формы имеют массу почитателей и не меньшее количество застрельщиков. Например, Лев Гуменьщиков полагает, что PT Cruiser внешне не очень и режет глаз надуманными формами. Ему вторит известный модельер, дизайнер и театральный художник Андрей Шаров. Дескать, PT Cruiser — стилизация под ретро. Его дизайн вторичен, а поэтому спорен. Кстати, это говорит человек, которому наиболее импонируют работы именно американских автодизайнеров.

А вот идущие следом Suzuki Liana и впритык к нему Renault Megane с кузовом cедан и вовсе реабилитируют англичан, которые сомневаются, что оба эти авто причастны к красоте.

— Таким образом, — подытоживает наш разговор Лев Гуменьщиков, — факторов, благодаря которым дизайн того или иного автомобиля можно считать провальным, набирается немало. Но главным из них все-таки остается мода. Ее нам диктуют автопроизводители, норовя пристроить как можно больше своих изделий, избежав затоваривания. При этом все, что по каким-то причинам не укладывается в голове потребителя в понятие “модно” (отстает или опережает ее), становится объектом для критики.


ЭКОНОМИЧНЕЕ НЕ БЫВАЕТ

На автосалоне в Токио концерн Volkswagen впервые продемонстрировал автомобиль, сочетающий в себе два практически несовместимых качества. Volkswagen EcoRacer в среднем потребляет всего 3,4 л дизельного топлива на 100 км пути и способен при этом достичь максимальной скорости в 230 км/ч. Благодаря корпусу, изготовленному из популярного нынче карбона, новое спорт-купе весит всего 850 кг и достигает скорости 100 км/ч за 6,3 с. Секрет экономичности при весьма завидных скоростных характеристиках кроется не только в небольшом весе. Volkswagen EcoRacer оснащен турбодизелем последнего поколения 1,9 TDI мощностью 136 л.с. и является на сегодня самым удачным сочетанием спортивного нрава с экономичностью. Пожалуй, схожим с EcoRacer более чем умеренным аппетитом из серийных автомобилей может похвастаться разве что гибридная Honda Insight, признанная самым экологичным автомобилем современности.


8X8, НО НЕ ВНЕДОРОЖНИК

Электромобиль, созданный группой студентов японского Университета “Кэйо”, называется Eliica, что в расшифровке означает Electric Lithium-Ion battery Car — электромобиль на литиево-ионных батареях. На каждом из восьми колес этой машины расположено по электродвигателю мощностью 91 л.с. На испытаниях Eliica достигла скорости 370 км/ч. И это, как утверждает ее создатель, профессор Хироши Шумизу, не предел. В более благоприятных условиях скорость могла бы составить и 400 км/ч. При этом до сотни “многоножка” весом почти в 2,5 тонны разгоняется быстрее Porsche 911 Turbo — за 4 секунды, а 160 км/ч достигает за 7 секунд. Но есть и недостатки. Во-первых, на зарядку аккумуляторов требуется десять часов. А во-вторых, стоимость машины составляет не меньше $300000.



Партнеры