Интернет-чат с Константином Кинчевым на сайте “МК” побил все рекорды по количеству желающих пообщаться с музыкантом. Что объяснимо: лидер “Алисы” редко дает интервью, и вопросов к нему накопилось много. Были среди них и весьма неожиданные.
— Ваша новая песня “Рок-н-ролл” получилась как ответ Шевчуку. Что сподвигло так пройтись по одному из бывших соратников?
— Прежде всего: Шевчук остается соратником. Просто его заявление, что “рок-н-ролл — это я”, показалось мне дерзким и самонадеянным. Видимо, это и послужило поводом для песни...
Это был чат-рекордсмен за всю историю “МК”! За полтора часа, которые Константин Кинчев провел перед монитором компьютера, на внимание лидера “Алисы” претендовали более тысячи человек. Техника “висла”, а вопросов становилось все больше и больше. “Несмотря на злорадство прессы, у нас до сих пор неплохой рейтинг”, — шутил Костя, отбирая самые интересные послания. Фронтмен легендарной рок-группы был свеж, ироничен и остроумен. “ЗД” со своей стороны подшучивала, что в пику “татушной” “Не Верь, не Бойся, не Проси” из лексикона тюремной философии наконец появился достойный ответ от подлинно духовного человека — песня “Бойся, Проси и Верь”. По всему было видно, что Константин доволен новым альбомом “Алисы”, уверен в своих силах и готов к большому туру. Запретных тем для Кинчева, как выяснилось, нет, и, отвечая на добрую сотню вопросов, музыкант обсудил со своими поклонниками все: от православной философии до футбола и водки. “ЗД” предлагает самые интересные фрагменты чата.
О музыке
— Как совместить ваше изображение в виде врубелевского демона на обложке альбома с утверждением, что изгой — это Христос?
— Есть некое по этому поводу смущение у меня. Песня “Изгой” о Спасителе. Альбом “Изгой” о всех тех, кто сделал осознанный выбор, пытаясь строить свою жизнь по образу и подобию Спасителя. Я из таких и поэтому дерзнул появиться так на обложке.
— Похоже, ваша новая песня “Рок-н-ролл” получилась как ответ Шевчуку. Что сподвигло так “пройтись” по одному из бывших соратников?
— Прежде всего Шевчук остается соратником, как и прежде. Просто его заявление, что рок-н-ролл — это только он, показалось мне дерзким и самонадеянным. Так родилась песня.
— У вас есть в группе разногласия?
— В данный момент нет.
— Как к вам пришла мысль исполнить песню “Ночь” группы “Пикник”? И как на это отреагировал Эдмунд Шклярский?
— Наш клавишник Дима Парфенов получил предложение от группы “Пикник” сделать электронную версию песен Шклярского. Мнение Шклярского о результате мне неизвестно. Есть надежда, что он отнесся к нашей версии благосклонно.
— Вы любите слушать свои песни?
— Спустя год-два после выпуска альбома слушаю с интересом и удовольствием.
— Какая песня с нового альбома “Изгой” была написана первой и вокруг какой строился сам альбом?
— Первой была “Бойся, Проси и Верь”. Она родилась в городе Кельне на сведении альбома “Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь”. А главной песней, вокруг которой собираются все остальные, является “Солнце-Иерусалим”
— Что вы чувствуете, когда на вас смотрят тысячи восторженных и горящих глаз?
— Радость и восторг. Радость, если эти взгляды не праздные, а восторг вызван ощущением того, что мы вместе.
— Согласитесь ли сейчас сняться в фильме, если будет интересное предложение?
— Нет, я не актер. Посмотрев ленту “Взломщик”, я понял, что у меня нет актерского дарования, и решил прекратить актерские опыты.
— Почему ваша музыка становится все жестче, ведь за ней теряется смысл стихов?
— Возможно, что-то и теряется, но я люблю жесткую музыку, поэтому буду делать то, что нравится мне. Уж извините.
— Не заметили вы сходства музыки некоторых ваших песен с музыкой групп Rammstein и Clawfinger? Например, “Небо славян” напоминает “Links 2-3-4” Rammstein, “Звери” — “Tier” тех же Rammstein, “Война” сильно похожа на “Live Like A Man” Clawfinger. Не работа ли с немецкими саунд-продюсерами наложила такой отпечаток на музыку?
— Соглашусь только с тем, что риф “Войны” действительно похож на “Live Like A Man” Clawfinger. Что касается “Неба Славян” и песни “Звери”, то я таких аналогий не слышал. Хотя уважаемой публике, конечно, виднее. А вообще жанр ню-метал, на мой взгляд, достаточно узок, поэтому сравнения с какими-либо коллективами избежать невозможно. Так что сравнивайте на здоровье.
— Слушаете ли вы поп-музыку? Есть ли поп-музыканты, творчество которых вам симпатично?
— Качественную поп-музыку, конечно, слушаю. Агутин очень нравится как музыкант, композитор и вообще человек.
— Нравится ли вам творчество Оззи Осборна? Смотрели ли вы передачу “Семейка Осборн” и могли бы, скажем, сами стать участником шоу типа “Семейка Кинчевых”?
— Нет, поскольку это тяжелейшая работа — находиться под наблюдением камер. А Оззи — моя пламенная и годами проверенная любовь. Очень люблю этого исполнителя, хотя их сериал практически не смотрел.
— В 80-х у вас была очень своеобразная прическа. С помощью каких средств достигается подобная укладка?
— Я стриг всегда себя сам и до сих пор стригу себя сам. Сейчас просто реже. А укладывались волосы исключительно посредством обычного мыла. Оно просто не смывалось.
— В одной из песен с вашего нового альбома есть строчка “Зверя лечит только отстрел”. Чисто по-человечески эту злость понять можно. Но, если помните, еще Достоевский говорил, что убийство за убийство — несравнимо большее преступление, нежели само по себе убийство…
— Мне очень понятны ваши сомнения. Эта песня — некий эмоциональный выплеск на определенную ситуацию, в данном случае на трагедию в Беслане. Как крик отчаяния родилась строчка “зверя лечит только отстрел”. Меня она тоже смущала. Я обратился с вопросом по поводу этого смущения к своему духовнику, он мне ответил: ежели в сердце есть смущение по этому поводу, то меняй. Я поменял. В альбоме эта строчка будет звучать иначе. А именно: “цепь да клетка зверю в удел”. Хотя на концерте скорее всего буду петь старую версию.
— В чем преимущества и недостатки сегодняшней “Алисы” перед “Алисой” образца 80—90-х годов?
— Вот бы знать! Со стороны-то всегда виднее. Вы, уважаемые, и рассуждайте на эту тему. А я прислушаюсь и, может быть, что-то поменяю в угоду 80-м. Хотя вряд ли.
Не о музыке
— Какой город вам ближе по духу — Москва или Петербург?
— Москва — это место, где я родился, моя физическая родина. Петербург — место, где я состоялся, поэтому этот город — моя душевная родина. А если продолжать тему, то духовной родиной для меня стал Иерусалим.
— Кругом только и пишут, какой вы раскачанный и накачанный. Какие у вас отношения со спортом?
— Занимаюсь физкультурой, поддерживая определенную форму. Жму от груди 100 кэгэ, подтягиваюсь 15 раз.
— Кто станет чемпионом России по футболу и за кого вы болеете?
— Болею за ЦСКА, поэтому ЦСКА и станет.
— Вы же за “Зенит” болели?
— Нет, я болел всегда за ЦСКА, за “Зенит” я болею как за команду, которая должна всегда занимать 2-е место.
— Как вы думаете, Путин — тот президент, который нужен нашему государству?
— В работе Путина вижу больше позитивного, чем негативного. Поэтому Путин — тот.
— А станет ли когда-нибудь Россия мирной страной, без войн и конфликтов?
— Есть робкая надежда.
— Как вы относитесь к популярному мнению о том, что поэт должен быть голодным?
— Мне кажется, что поэт никому ничего не должен. Он просто делится с окружающими тем, что греет его душу. А сытый он в данный момент или голодный — не имеет никакого отношения к творчеству.
— У вас есть недвижимость за рубежом?
— Нет, хотя хотелось бы.
— Нет ли у вас желания посетить Болгарию? У вас ведь, как и у Филиппа Киркорова, болгарские корни?
— С удовольствием посетил бы. Но не праздно, а с деловым визитом. Например, с концертом обязательно поеду.
— Вам когда-нибудь в жизни помогало ваше имя?
— Помогает постоянно в общении с работниками ГИБДД.
— Какой сорт водки вы предпочитаете?
— Я не пью вообще.
— Кем вы были в школе: изгоем или отличником?
— Я учился через пень-колоду, поэтому аттестат у меня — круглая “тройка”. В классе я изгоем не был, скорее лидером. Хотя мировоззренчески даже в детские годы в отношениях с той системой я был явно в состоянии конфронтации. Учительница словесности не раз меня называла (выходя из себя) американским шпионом.
— Какой у вас автомобиль?
— В данный момент у меня нет автомобиля
— Считаете ли вы себя счастливым человеком?
— Счастье — понятие сиюминутное, поэтому сложно сказать, что я постоянно счастливый человек. Хотя вспышки счастья случаются с достаточной периодичностью.
О духовности
— Можно ли православному человеку слушать “Арию”?
— Если вас что-то смущает, лучше не слушать. Если не смущает — слушайте. Да и кто я такой, чтобы давать рекомендации по этому поводу. Нужно прислушиваться к собственному сердцу и делать выводы.
— Духовный отец Андрей Кураев как-то сказал: “Одна фраза в устах Кинчева стоит больше, чем сто моих лекций”. Как вы считаете, действительно ли православный рок вашей группы является одним из лучших способов проповеди сегодня?
— Я благодарен отцу Андрею за столь лестную оценку моего скромного труда. Я бы не дерзнул называть себя проповедником, я просто делюсь со слушателем тем, что лежит у меня на сердце, и пытаюсь это делать предельно искренно и честно.
— Вы не боитесь того, что тексты некоторых ваших песен могут привести к тому, что слушатели устроят расправу над представителями других национальностей?
— Сложно брать ответственность за тех людей, которые способны на подобную дикость. Мне, видимо, нужно закрывать рот и удаляться со сцены вообще, если я являюсь провокатором подобных поступков. Но я не думаю, что это так. Поэтому буду продолжать петь те песни, которые рождаются в моем сердце.
— Насколько рок сочетается с православием и вообще с религией?
— Рок сочетается с религией так же, как любая другая профессия. Профессия (тем более творческая) — это форма, которую наполняет смыслом сама личность. Соответственно, если говорить о рок-музыке, то нельзя говорить о христианском роке или о роке антихристианском. Таких не существует. Существуют люди, пытающиеся строить свою жизнь ради Бога или же вопреки.
— Если вы борец в душе, стоило ли принимать смиренную веру?
— Убеждение в том, что христианство пассивно, является ошибочным. Смирение воспитывает волю и дает силу противостоять злу.
— Не возникало ли у вас желания уйти в монастырь?
— Никогда. Я человек не той силы духа, чтобы сделать подобный шаг
— Когда вы в последний раз брали в руки Библию?
— Евангелие я читаю каждый день.
— Как вы относитесь в гражданскому браку? Так ли нужен штамп в паспорте для законной регистрации отношений? Может быть, достаточно просто венчания?
— Бесспорно, достаточно венчания. Но в связи с тем, что мы живем в государстве, обряд венчания не совершается, если нет регистрации гражданского брака. В идеале сначала должна быть регистрация отношений в загсе, потом венчание. Для меня это очень актуально, потому что старшая дочь на выданье.
— Каково ваше отношение ко Дню святого Валентина? Ведь это праздник католический. Но в нашей стране он получил очень широкое распространение в молодежной среде, хотя в стране не так много католиков. По телевидению же, на радио и в прессе этот день получает немалую рекламу…
— Вопрос скорее не ко мне, а к СМИ, которые освещают одни праздники очень активно, а других совсем не замечают. Что касается Дня святого Валентина, то я расцениваю его как совершенно светский праздник по аналогии с Новым годом. Ничего пугающего для меня как для православного христианина в этом празднике нет.