Скрипка-лиса

Инструмент Паганини продали за рекордную сумму

3 ноября 2005 в 00:00, просмотров: 303

Все трубят: очередной богатенький Буратино (г-н Викторов, председатель Фонда скрипичного искусства) вчера прибарахлился для престижу на “Сотби” чудо-скрипочкой. На ней, по преданию, баловался еще великий Паганини, несомненно извлекая из струн свои виртуозные “Каприсы”. Аукционисты дают гарантию на достоверность вещицы руке знаменитого мастера Карло Бергонци. Так ли им можно верить?

С легкой руки аукционистов и лично г-на Викторова малоизвестный широким массам Бергонци (из Кремоны) враз взлетел на аукционный Олимп. Ведь окончательная цена невыразимо превзошла стартовую. “Сотби” ликует. Вещь исполнена в 1720 году. Состояние — прекрасное. Подлежит употреблению в концертах. И даже прошел слушок, что скрипочка будет оприходована в московской консе уже к 1 декабря. Все сбегутся послушать, как звучит миллион баксов.

Однако мы, несчастные скептики, связались с известным скрипичным мастером и экспертом г-ном Горшковым:

— Если бы, допустим, Стадивари оживили и он бы послушал, как звучат теперь его инструменты, то сильно удивился бы. Само представление о звуке было другим. Играли-то камерно, для узкого круга. И струны были жильные, и наклон смычка чуть иной…

— Но ведь сохранился хоть один подлинный инструмент XVIII или XIX века?

— Это вопрос. С одной стороны, их много. А с другой... Вот вам такой пример. Наша уникальная госколлекция музинструментов когда-то была создана декретом Дзержинского. На каком-то этапе своего существования все инструменты попали в ведение НИИ музпромышленности, где как раз работали мастера и эксперты. Скажу вам, они особенно не церемонились: ради познания все инструменты вскрывались, их звучание корректировалось. Менялись толщины и настройки дек… А вскрыть скрипку для мастера — пять минут: берется лезвие, делается нажим по месту склейки, далее возникает щель, и дека отходит. Ведь издавна мастера пользуются прозрачным и эластичным рыбьим клеем из пузырей осетра.

— Значит, когда к публике выходит Спиваков или Башмет, которые так гордятся своими бесценными инструментами-брендами, это не означает, что их скрипки-альты одного лишь Страдивари?

— Думаю, что только за одно столетие в них было вмешательство пяти-десяти мастеров. Такое вот коллективное творчество. И не забывайте, что последние двести лет — это эра повсеместных подделок в искусстве. Мастеров ведь было много. Страдивари — это просто одно из раскрученных имен. А технологии достигли такого уровня, что подчас никакая экспертиза не подкопается к качеству переделки, не учует ее… Поймите, что на подделках часто специализировались мастера очень высокого уровня. И имитация может быть гораздо талантливее, чем сам оригинал… Но на что не пойдешь, если жизнь инструмента поддерживают аукционисты высочайшей стоимостью на “имена”?

Так что будем рады видеть в Москве “новые яйца Вексельберга” в виде “скрипки Бергонци”. Чем нас не удивишь?




Партнеры