Доказательство “Oскара”

Джон Мэдден: “Гвинет Пэлтроу сыграла оголенный нерв”

Драматичные истории всегда трогают сердца зрителей. Особенно если это история о сумасшедшем математике и дочери, которая готова отдать жизнь за отца. На протяжении многих лет отец ищет доказательство формулы, но находит его дочь, и после смерти отца она жертвует своим открытием, приписывая его отцу, желая тем самым доказать всем, что он не сумасшедший.

Историю шанса, который рано или поздно выпадает на долю каждому, экранизировал британец Джон Мэдден.


С истинно британским шиком он выбрал на главные роли Гвинет Пэлтроу и Энтони Хопкинса. И с прозорливостью настоящего режиссера он дал Гвинет Пэлтроу сыграть едва ли не лучшую роль. О Гвинет, математике и счастливых шансах Джон Мэдден, автор “Влюбленного Шекспира” и “Выбора капитана Корелли”, рассказал в эксклюзивном интервью “МК” накануне московской премьеры фильма “Доказательство”.

— Как вы выбирали актеров на главные роли?

— Что касается Гвинет, то с ней все ясно — мы вместе делали “Влюбленного Шекспира”, и она играла в пьесе “Доказательство”, которую я ставил в театре четыре года назад. О Боже, не может быть, уже четыре года прошло! (“Влюбленный Шекспир” принес Гвинет “Оскара” за лучшую женскую роль. — М.Д.)

Так вот, когда я решил пьесу экранизировать, Энтони Хопкинс был номером один в моем списке на роль профессора. Но я не знал, как заставить его прочитать сценарий. Тогда он был не в настроении и отказывался от ролей направо и налево. Он занялся музыкой, и ему было не до кино. Я несколько раз стучался в эту дверь, посылал сценарий его английскому агенту и каждый раз получал ответ, что сэр Энтони не заинтересован в новых ролях. Но я настаивал, потому что был абсолютно уверен, что эта роль — для него. И добился своего. Когда Энтони прочитал сценарий, он сказал: “И почему я не видел его раньше?..”

— А вам не кажется, что персонажи у вас в фильме получились какими-то слишком уж обычными?

— Здесь ведь дело в том, что, когда вы знаете, что фильм посвящен математике и математикам, вы ожидаете от него другого. Мне нравится думать, что персонажи — необычные. В фильме нельзя выделить одного главного героя: их трое, и все они важны. И каждый видит происходящее по-своему. А у зрителя, естественно, другой взгляд.

— Вы учитывали свой опыт театральной постановки “Доказательства”?

— Конечно. Но театр — совершенно другая история. И не только потому, что действие происходит здесь и сейчас. Кино — другое искусство, и то, что на сцене кажется близким, субъективно твоим, на пленке выглядит иначе. Но когда я занимался постпродакшном фильма, то увидел, что мне удалось перенести живые субъективные чувства в кино.

— Зрители после фильма говорили, что они очень сочувствуют героине Гвинет Пэлтроу...

— Да, и я знаю почему. У нее очень силен инстинкт выживания — только благодаря ему она справилась с ситуацией.

— Гвинет ведь не очень везет с настоящими драматическими ролями...

— Да, я согласен с вами. Мне вообще кажется, что эта роль для нее необычна. Как необычным оказался период подготовки к роли — мы очень много с ней занимались, проводили определенные исследования еще четыре года назад, когда ставили пьесу. Она долго вживалась в образ. И очень удачно: она легко заставляет поверить зрителя, что это правда — вся эта математика. Но, с другой стороны, я вовсе не хотел раскрывать все тайны сразу, хотел оставить что-то на рассмотрение зрителям.

И обстоятельства в реальной жизни Гвинет в тот момент складывались драматично: умер ее отец, а она была с ним очень, очень близка. И это напоминает историю, рассказанную в фильме, отношения ее героини с отцом, которого сыграл Энтони Хопкинс. И, думаю, еще и поэтому она смогла сыграть такой оголенный нерв, потому что ситуация была очень болезненна для нее.

— Во время съемок оказалось, что Гвинет беременна...

— Да, более того, во время съемок она вышла замуж. Но тогда срок был небольшой, и в фильме этого не заметно.

— Насколько мир математики реален в вашем фильме?

— Мы старались. Но вы понимаете, что язык математиков непонятен большинству. Но его невозможно заменить чем-то другим. Для меня было важно передать математические переживания эмоциями персонажей. А в том, как я показал ученых, я опирался на документальный фильм про Эндрю Уайлда, британского математика, занимавшегося теоремой Ферма и доказавшего ее, хотя до того считалось, что у нее нет решения!

— Героиня вашего фильма воспользовалась шансом, который дала ей жизнь, а в вашей жизни были шансы, которые вы не использовали?

— Думаю, да, даже очень много. К сожалению, настоящий шанс дается один раз. Но здесь дело даже скорее в том, правильный выбор ты сделал или нет. Кто-то любит оглядываться назад и размышлять над подобными вещами, кто-то — нет... Конечно, я упустил что-то в своей жизни, и есть у меня сожаления по поводу неиспользованных возможностей. Но я не скажу вам об этом.

ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ

• Новый фильм Джона Мэддена — самый вероятный номинант на “Оскар”, и у него есть все шансы этот “Оскар” взять. Хотя бы потому, что такие истории любят оскаровские академики. Однако злопыхатели утверждают, что после “Игр разума” с Расселом Кроу тема сошедших с ума математиков для “Оскара” закрыта.

• “Доказательство” снято по одноименной пьесе лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Обурна, которую в 2001 году Джон Мэдден поставил на сцене в лондонском “Вест-Энде”. В планах Голливуда — экранизация еще двух пьес Обурна, “Доказательство” же стала первой.

• Во время съемок фильма Гвинет Пэлтроу узнала о своей беременности. Когда она родила дочку Эппл, то заявила, что уйдет из кино, дабы целиком посвятить себя дочери. Обстоятельства помешали ей оказаться на венецианской премьере фильма (“Доказательство” был в конкурсе фестиваля, но награды не получил). А на лондонскую премьеру картины Гвинет взяла с собой специальную радионяню, объяснив свой поступок тем, что впервые не она уложит дочку спать.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру