Заплатите Марьиванне!

В 2008 г. педагоги будут получать 21 тысячу рублей в месяц

9 ноября 2005 в 00:00, просмотров: 333

Зарплата российских учителей всегда была маленькой, но еще никогда — настолько. Сегодня минимальный педоклад — 2,5 тысячи рублей, около 90 баксов в месяц. Обычный курьер получает больше... И реального повышения в ближайшие годы не ожидается. Об этом и шла речь на заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО).


На нем приводились такие цифры. Соотношение среднего оклада учителя к зарплате в экономике составляет 61%. И даже с учетом повышения на 20% в 2006 году ничего принципиально не изменится — будет лишь 65%. Между тем необходимо, чтобы учитель зарабатывал больше инженера или продавца. Только тогда в школу придут молодые, талантливые выпускники. Пока же общеобразовательная альма-матер стала, по образному выражению одного из экспертов, пристанищем для “двойных неудачников”. Так он назвал студентов, которые не смогли поступить в престижный вуз и пошли в пединститут, а потом не нашли более престижного места работы, чем школа. Вот и учат детей неуспешные, обиженные судьбой педагоги (за редким исключением, разумеется). А несчастливый учитель, как известно, никогда не воспитает счастливого ребенка... Специалисты РОСРО подсчитали, что к 2008 году заработок педагога должен быть не менее 20—21 тысячи рублей в месяц. Следует увеличить в пять раз количество учителей, получающих президентские гранты в 100 тысяч рублей, — с 10 тысяч до 50 тысяч. Это поможет решить многие проблемы...

Почем школьные души?

Но прежде всего нужно ввести нормативно-подушевое финансирование школы. Деньги, считают эксперты, должны следовать за учеником, что позволит избавить школу от плохих учителей и повысить зарплату хорошим. Одновременно произойдет перераспределение оплаты между разными видами деятельности. Сегодня учителю оплачивают в основном проведенные уроки и их замены (почасовка плюс коэффициент по ЕТС). Небольшая надбавка дается за классное руководство, экзамены, консультации, проверку тетрадей и заведование кабинетом. Практически вся внеурочная работа не финансируется. А это проведение школьных олимпиад и родительских собраний, педсоветы и работа с отстающими, повышение квалификации и своего уровня знаний...

Вся эта большая и важная работа лежит на плечах учителя, но денег не приносит. Неудивительно, что педагоги всеми правдами и неправдами стремятся от нее избавиться. Поэтому в школах и не проводятся дополнительные занятия с двоечниками, почти нет обмена опытом и помощи начинающим учителям, редки контакты с проблемными семьями... Молодой выпускник педвуза, чтобы прокормить семью, вынужден брать полторы-две ставки, да еще подрабатывать на стороне. Сил на воспитание учеников и общение с родителями почти не остается...

Тариф и оклад

Поэтому РОСРО предлагает перевести современных Макаренко с почасовки на твердые оклады. При этом повысить на 30—50% надтарифную часть зарплаты: за внеклассную и внешкольную деятельность. Кроме того, включить в оплачиваемую часть консультирование учеников, методическую и воспитательную работу, повышение квалификации и прочее. Тогда у учителя останется время на общение с каждым школяром — не придется заниматься “урокодательством”. Реальный заработок школьного педагога (с учетом всех местных надбавок) составит в этом случае не менее 21 тыс. целковых...


Цена вопроса — 410 млрд. рублей (1,4% ВВП в 2008 году). Часть необходимых средств (150 млрд.) предлагается получить за счет сокращения количества учителей (в связи с демографическим спадом), еще часть — от предоставления платных услуг и привлечения средств семей (120 млрд.). Значит, родителям придется раскошеливаться... И если раньше платили в основном за хозинвентарь и мебель, то теперь придется — за сам учебный процесс. Привычное выражение “дорогая Марьиванна” приобретет скоро прямой смысл...





Партнеры