Дорогая наша железка

В правительстве чуть не началась рельсовая война

Вчера в Белом доме обсуждали очередную реформу. На этот раз — железных дорог. И хотя министры все чаще передвигаются по стране на самолетах, глава Минтранса Левитин чуть не утонул в вопросах о паровозах с рельсами.


Зачем реформа? В СССР железнодорожный транспорт находился на госдотации. Государство само обновляло подвижной состав, строило вокзалы, ремонтировало пути. Но за последние 10 лет износ основных фондов дошел до уровня 60%. Если бы все так и продолжалось, в 2010 году российские железные дороги просто-напросто перестали бы функционировать.

Как это будет? Первоначально реформа была разделена на три этапа. Первый завершился 1 октября 2003 года, когда железные дороги превратились в РАО “РЖД”, в котором 100% акций принадлежит государству. Сейчас завершается второй этап, когда появились дочерние общества “РЖД” по ремонту, по выпуску запчастей и т.д. Но самое главное — именно на этом этапе железнодорожники должны были выделить пассажирские перевозки дальнего следования в отдельную госструктуру — Федеральную пассажирскую компанию (ФПК). На третьем этапе акции этих “дочек” смогут покупать частные инвесторы.

Кто заплатит за пассажиров? Это главный подводный камень реформы. До сих пор убыточные пассажирские перевозки субсидировались за счет прибыльных грузоперевозок. До сих пор не ясно, кто и за чей счет будет покрывать убытки ФПК (госбюджет, региональные бюджеты или пассажиры — в последнем случае тарифы могут вырасти в несколько раз).

Как сообщил Игорь Левитин, средств в федеральном бюджете-2006 на ФПК не выделено. На покрытие убытков “от пассажиров” нужно около 70 млрд. рублей. Билеты в следующем году и без того подорожают: в СВ и купе — на 23%, в плацкарте — на 12%. Но и после этого пассажир будет оплачивать не больше 60% от реальной стоимости поездки. Брать по полной железнодорожники планируют только с 2008 года. Да и то не со всех, а лишь с тех, кто привык к комфорту (СВ и купе). Плацкарт так и останется на дотации.

Надежды реформаторов охладил глава МЭРТа Герман Греф: “Правительство не планирует в ближайшие два года выделять средства на дотирование дальних пассажирских перевозок”. На замечание главы Минтранса, что без денег дальше никак, как пожарный на огонь кинулся Шойгу: “Это ошибка или стратегия такая: сначала ничего не просить, а потом получить по голове?” Итог, как и положено, подвел глава кабинета. “Надо разобраться, где телега, а где лошадь”, — заявил он. И предложил “форсировать реформу и срочно искать деньги в казне или не торопиться и рассчитывать на повышение эффективности внутри компании”.

Что радует? Настрой власти. И президент, и премьер подчеркнули, что реформа не должна осуществляться за счет кошельков граждан. Значит, нам с вами садиться в поезд по цене самолета не придется.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру