Принцип датский

Главный тренер молодежной сборной России Андрей Чернышов: “Я за свое место не держусь!”

Пусть Чернышов и в “Спартаке” поработал, и российскую “молодежку” вот уже второй отборочный цикл кряду возглавляет, относительно оценки грядущих стыковых поединков с датчанами за право участвовать в финальном турнире чемпионата Европы (первая игра — 12 ноября в Краснодаре, ответная — 16 ноября в Дании) у него сомнений нет — “самые важные матчи в моей тренерской карьере”...


— Есть ощущение, что после неудачи первой сборной в Словакии “молодежка” на какое-то время стала главной командой страны?

— Пока нет. Первая сборная — это все-таки первая сборная. Футбольное лицо страны. И отношение к ней совсем иное. С другой стороны, может быть, ближе к матчам с датчанами и будет ажиотаж. Все-таки в последние недели болельщики в основной своей массе были сосредоточены на первенстве страны. Сейчас же страсти несколько улеглись, и, думаю, внимание той же прессы переключится на нас.

— Необходимость во что бы то ни стало проходить датчан давит или больше подстегивает?

— Никакого давления я лично не испытываю, потому как убежден: в наших силах пройти дальше.

— Между тем скептики припоминают российской “молодежке” последний ее провальный матч со словаками…

— С “провальной” оценкой встречи соглашусь — но только по игре. В этом поединке главное было — достичь результата, и сборная России своего добилась. Я готов был проиграть в Словакии и два, и три мяча, если бы мы при этом выполнили задачу! Понимаете, я по своей тренерской сути прагматик и считаю, что, пока Россия на высшем уровне ничего не выиграла, во главе угла должен стоять результат. Вот пойдут победы, тогда можно будет и о красивом футболе задуматься…

— В преддверии матча 12 ноября о чем прежде всего голова болит?

— Все над определением стартового состава бьюсь... Перед тренерами ведь, как правило, два основных вопроса стоит — или недобор футболистов, или перебор… У нас сейчас как раз второй случай. Кого ставить и на какие позиции… Благо такое подспорье из первой сборной получили! Акинфеев, Жирков, Билялетдинов — основные игроки главной команды страны! Плюс Быстров, Денисов… Не каждому тренеру выпадает возможность с такими талантливыми игроками поработать.

— Не считаете себя в какой-то степени заложником ситуации? Чернышову кровь из носа нужно ставить тех же Жиркова и Акинфеева в состав — иначе не поймут…

— Можете мне на слово поверить, можете нет, но место в составе никому не гарантировано. В свое время Марат Измайлов, будучи не в лучшей своей форме, сидел у нас “на лавке”. В футбол не громкие имена играют, а живые люди. Есть тренировки — вот там пусть и доказывают свое право на место в составе! Только так. Будут готовы — будут играть, нет — извините. Я себе не враг, чтобы менее готового футболиста на поле выпускать.

— Волнуетесь перед “датским экзаменом”?

— Какое-то волнение, конечно, присутствует, но это и нормально. Любой человек перед важным событием в своей жизни испытывает определенный трепет. Главное, чтобы до мандража дело не доходило.

— Что о сопернике-то скажете — сборной Дании? Типичная скандинавская команда? Рослые парни, силовая борьба?

— Вы знаете, как раз нет. Сборная Дании действительно хорошо организованная команда, скорее играет в техничный футбол, умеет и любит комбинировать.

— Кстати, прошлым летом наша “молодежка” крайне неудачно с датчанами товарищеские матчи отыграла — 0:1 и 1:3…

— Да, но тут стоит сказать о том, что если у соперника на 70% команда сохранилась, то мы сейчас имеем совсем другую сборную. А следовательно, и результата от нее вправе ждать совсем иного. На те игры я даже и не ориентируюсь.

— Все-таки признайтесь, когда датчане нам в соперники выпали — облегченно выдохнули?

— У меня, честно говоря, предчувствие такое было — что именно они нам достанутся. Ну а еще большую “уверенность” в меня слова Алексея Михайличенко вселили, главного тренера украинской “молодежки”, который, приехав на жеребьевку в Ньон, с ходу выпалил: “Андрей, я тебе соперника привез!” Украинцы ведь с датчанами в одной отборочной группе играли… Что же касается уровня сборной Дании… Конечно, это не французы и не голландцы, не говоря уже о немцах. Вот кого бы я точно не хотел видеть у себя в соперниках! С другой стороны, у датчан сейчас очень хорошее поколение игроков подросло. Не случайно же они с большим отрывом выиграли свою отборочную группу, опередив ту же Украину, Турцию, Грецию…

— Я, кстати, слышал, вы хотели домашний матч 12 ноября на “Локомотиве“ провести?

— Было такое желание — выступить на лучшем стадионе страны, но… Тут же возникали серьезные вопросы с подготовкой. Оставаться в “Бору” — так поле без подогрева не позволяет. Договариваться с какой-то из московских команд о предоставлении базы — тоже проблема (у клубов последний тур чемпионата впереди). А Краснодар… Там, я думаю, и болельщиков будет побольше, и победная аура города (в Краснодаре ведь и ЦСКА побеждал, и сборная России) поможет нам датчан одолеть…

— Но “одолевать”-то соперника тоже можно по-разному…

— Я считаю, что любая победа — это прежде всего победа. Конечно, в идеале хотелось бы как можно больше забить, да еще и в свои ворота мяч не пропустить. Но здесь уж как получится… Я, к слову, не считаю, что играть первую встречу дома — для нас такая уж проблема. ЦСКА и с “Бенфикой”, и с “Осером” первые матчи тоже дома проводил, и ничего — Кубок УЕФА выиграл…

— Вы понимаете, что неудачу в грядущих матчах тренеру Чернышову могут и не простить?

— Безусловно, есть такие “доброжелатели”, которые только и ждут моей осечки. Но такова уж тренерская судьба — даже в случае победы найдутся те, кто в твоей работе изъяны разыщет. Будет результат, начнут говорить: мол, нет качественной игры… Ну или наоборот. Через огульную критику даже самые великие тренеры проходили. Валерий Васильевич Лобановский мог выиграть пять чемпионатов подряд, оступиться в шестом, и все тут же как с цепи срывались: дескать, теперь вы видите, кто такой этот Лобановский?! А вспомните, как Газзаева критиковали! Два года назад он был чуть ли не главным врагом всего российского футбола! Помните, какая истерия в прессе была — Газзаев загубил ЦСКА, сборную! А сейчас? Общепризнанно первый тренер страны… И я ко всему этому с возрастом стал спокойнее относиться. Перестал футбол только одними эмоциями воспринимать. Зависть других людей, негатив — это ведь неотъемлемая часть нашей профессии. Я вам больше скажу: критика меня даже подстегивает, по-хорошему злит. Похвала расслабляет, работа словно по накатанной начинает идти… Так что пусть критикуют! Я даже этим людям спасибо могу сказать! Тем самым людям, кстати, что сначала мне добра желали, а теперь вот “поливают” по-всякому… Тоже с опытом понял — не все тренеры, что с тобой на контакт идут и улыбаются при встрече, искренни в своих чувствах. Вот и приходится быть более скрытным, настороженным, разборчивым... Завистников-то хватает... Взять тех же молодых специалистов, что в основной своей массе ныне не востребованы. Они ведь наверняка задают себе вопрос: “А чем Чернышов лучше меня? Я тоже мог бы возглавлять молодежную сборную и делал бы эту работу на порядок лучше!” Честно скажу, по первости я страшно переживал по этому поводу, нервы себе тратил. В “Спартаке”, помню, когда работал, все отставки боялся. Думал, если меня уволят, я как тренер закончусь… Теперь же таких мыслей и в помине нет. Я за свое место не держусь! Даже после неудачного домашнего матча с Латвией, когда пошли открытые требования уволить Чернышова, я был абсолютно спокоен. Отставка случается с любым, даже самым хорошим тренером. К этому просто нужно быть готовым. Нужно понимать, что если не получится здесь, то получится в другом месте.

— Интересно, а чем это вы Сергею Юрану не угодили, который чуть ли не в каждом интервью вашу тренерскую квалификацию сомнению подвергает…

— На этот вопрос я ответить затрудняюсь. Может быть, у Сергея есть ко мне какие-то претензии? Для меня лично это загадка… Мы ведь еще в Австрии хорошие отношения поддерживали (я, когда на операцию туда ездил, у Юрана дома жил), в “Спартаке” вместе работали… А потом как-то вдруг общение прекратилось. Резко. Сейчас, если встречаемся, — просто здороваемся, и все. Что же касается этих его интервью… Для меня все это большая неожиданность, по-другому и не скажешь. Можно ведь было просто сесть, поговорить, разобраться, но, видимо, ему легче все это дело в прессу выносить. Я не обижаюсь. Юран как футболист многого достиг и теперь стремится сделать такую же успешную тренерскую карьеру. Сами понимаете, какие там амбиции…

— Между тем вы как-то в одном своем выступлении назвали Юрана “вторым Бышовцем”…

— О чем потом сильно жалел... Все это было сказано на эмоциях. Просто люди в своих нападках перешли какой-то предел, я и решил ответить. Накипело… Хотя, естественно, надо было сдержаться — нельзя опускаться и уподобляться тем, кто начинает всю эту полемику. Ну а какой смысл я в эти слова вкладывал… Просто говорил о том, что в последние годы, оставаясь без работы, Бышовец тоже сплошную критику выказывал, вместо того чтобы помогать молодым специалистам… И посмотрите, как сейчас себя Анатолий Федорович ведет! Возглавил “Томь”, его и не слышно! Видимо, просто нет времени отвлекаться на чужие проблемы…

— Кстати, у вас никогда не было желания самому подать заявление об уходе из сборной?

— Нет. Ни разу! Я всегда видел в работе с этой командой перспективу.

— При этом многие откровенно удивились, когда при смене руководства РФС вам удалось сохранить свой пост. Ярцеву-то пришлось уйти…

— Действительно, тогда много разговоров ходило о том, что Чернышов (человек Колоскова!) остался у руля “молодежки”. Как это получилось? Наверное, просто Виталий Леонтьевич (Мутко, президент РФС. — Р.В.) посчитал, что тренерский штаб молодежной сборной квалифицированно выполняет свою работу, и решил ничего не менять.

— Сейчас-то часто с Мутко контактируете?

— Два-три раза в неделю. Особенно плотно стали общаться как раз после неудачного домашнего матча с Латвией.

— Кстати, у вас на какой срок контракт с РФС подписан?

— До конца этого отборочного цикла. Проходим датчан — я, безусловно, остаюсь и готовлю команду к финальной части чемпионата Европы. Это даже не обсуждается. Ну а если нет… Я для себя решил, что два отборочных цикла во главе молодежной сборной — вполне достаточно. Нужно переходить на новый уровень, иначе я рискую навсегда остаться “тренером молодежной сборной страны”. У меня есть желание поработать с клубной командой, тем паче что в “Спартаке” я это дело уже распробовал…

— Возвращаясь к завистникам-конкурентам… Чем, на ваш взгляд, их так привлекает место главного тренера молодежной сборной России? Работа ведь — не мед…

— Да, но при этом ты все время находишься на виду. Престиж, внимание… Я так думаю, лучше возглавлять сборную страны, пусть даже и молодежную, чем быть тренером какого-нибудь клуба второй лиги. Там ведь таких, как ты, еще двадцать человек! С другой стороны, вокруг этого поста в последнее время ходит масса ненужных разговоров. Прежде всего это касается определенных денежных потоков, к которым якобы имеет доступ главный тренер молодежной сборной. Скажем, меня часто обвиняют в том, что Чернышов за счет агентов “двигает” в сборную “своих” игроков. Я к этим разговорам отношусь абсолютно спокойно. Человека ведь, если он во что-то свято верит, переубедить практически невозможно. Каждый хочет видеть то, что он видит. Так какой мне смысл биться головой о стенку, кому-то что-то доказывая?! Пусть говорят…

— Но вы ведь действительно привлекаете в команду игроков из первого дивизиона…

— А кого брать? Когда мне такой вопрос задают, я всегда предлагаю спокойно сесть и разобраться — почему я приглашаю на сбор именно этих футболистов. И кого в таком случае нужно приглашать? А кого нет? Никто ведь не задумывается о том, что тренерам молодежной сборной зачастую приходится дыры в составе латать! Игроков забирают в первую сборную, травмы… Да каких только причин не бывает! Вот и приходится брать ребят из первой лиги, имеющих постоянную игровую практику в составе своих команд. И с агентами я контачу. Какой смысл мне это скрывать? Есть ведь такие моменты, когда ты только через агента можешь на футболиста повлиять! Я, например, бывает, звоню и говорю: так и так, есть проблемы, парень снизил к себе требования… Это нормальный рабочий процесс.

— Тот же Юран, выступая с обвинениями в ваш адрес, советует вам не утверждать на каждом углу, что в России мало талантливой молодежи… Парируете?

— Во-первых, таких слов я не говорил. Тем более — на каждом углу. Речь шла о том, что в молодежную сборную России зачастую приходят футболисты без игровой практики. В силу этого, кстати, большинство защитников в нашей команде представляют команды первой лиги. Я ведь с самого начала озвучил главный принцип, которым мы руководствуемся, приглашая футболистов в “молодежку”, — игрок должен выступать в основном составе своего клуба! И только если сборная по каким-то причинам испытывает дефицит кадров, приходится прибегать в услугам дублеров. Что называется, не выбираем, а набираем игроков…

— Сейчас можно сказать, что с этой сборной вы сделали все, что хотели?

— Надо матчей с Данией дождаться… Но вообще я считаю, что тренерскому штабу сборной жалеть не о чем. Нам удалось сделать многое из того, что изначально даже не планировалось! Что ведь греха таить: эта команда тяжело создавалась. Начиная с первого сбора в Китае в январе 2004-го и вплоть до первого отборочного матча со словаками, мы не выиграли ни одной игры! И ничего — собрали в итоге приличную команду, выправили положение, в плей-офф пробились…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру