Валерий Аксаков: "Полномочий достаточно!"

"Главное — справиться"

16 ноября 2005 в 00:00, просмотров: 132

Областной закон о перечне полномочий новых муниципальных образований на переходный период, установленный Госдумой до 1 января 2009 года, руководители вновь образованных поселений восприняли, понятное дело, неоднозначно… Больше всего не удовлетворены руководители богатых поселений, которые полагают, что заслуживают большего доверия.

— Так вы пожадничали или поосторожничали, наделяя новых муниципалов полномочиями? — спросили мы у председателя Московской областной думы Валерия Аксакова.

— Судите сами… Если в первоначальном варианте закона (а именно его, к сожалению, поначалу и комментировали на местах и в прессе) значились девять полномочий, то в окончательной версии закона их стало ровно вдвое больше — 18. И это отнюдь не мелкие задачи… Вот лишь некоторые:

— владение и распоряжение имуществом, находящимся на территории поселения;

— участие в организации строительства и содержания жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

— участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций и обеспечение первичных противопожарных мер в границах поселений;

— создание условий для обеспечения работы транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания;

— организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства территорий;

— согласование генпланов поселений…

Я не буду перечислять дальше… Но, как говорится, дай бог на местах и с этим-то управиться так, чтобы жители не почувствовали каких-то сбоев… Зима ведь наступает. И, согласитесь, было бы необдуманным именно сейчас передавать из районов на места такую функцию, например, как “организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом”.

— Но все же несколько самых важных вопросов — формирование бюджета, установление местных налогов, земельные дела — остаются пока в ведении муниципальных районов, как и прежде. Значит, все-таки не доверяете?

— Ну, во-первых, доверяй, но проверяй... А вот с проверкой и правда могут возникнуть на начальном этапе большие сложности. Ведь на муниципальном уровне нет собственной полноценной системы финансового контроля, а деньги из федерального бюджета и из бюджетов регионов в муниципалитеты пойдут немалые: без должного контроля может оказаться порядка 2 триллионов бюджетных рублей…

Во-вторых. К моменту, когда появилась ясность с порядком вступления в действие 131-го закона (“О реформе местного самоуправления”. — Прим. ред.), бюджет Московской области был уже сформирован. Поэтому новые муниципалитеты будут финансироваться из бюджетов старых муниципальных районов по сметам расходов.

Но даже не это самое главное. Главное — муниципалитетам необходимы время и условия, чтобы сформировать свои бюджеты. Вообще самое сложное во всей муниципальной реформе — это формирование финансово-экономических основ местной власти. В большинстве же муниципальных образований муниципальная собственность либо не сформирована (если это не города), либо она должна сейчас быть разграничена по-новому в соответствии с перечнем вопросов местного значения.

— Многие новые муниципальные руководители сокрушаются, что областной закон о вопросах местного значения не передает им полномочия явно и однозначно. Во многих важных пунктах закона указано так: “участие в организации…” или “создание условий для…”. Отсюда и сетования: как, мол, мы будем выполнять данные избирателям обещания, если полномочия размытые?

— Еще раз подчеркну, что разработчики закона о полномочиях муниципалитетов в переходный период исходили из того, чтобы жители как минимум не получили каких-то проблем от реформы, а как максимум — ощутили от нее пользу. Именно поэтому мы решили, что и новые, и старые муниципальные власти самые сложные вопросы должны решать сообща, так же как вопросы совместного ведения сообща решают регионы страны и федеральный центр.

Некоторые муниципальные руководители говорят, что готовы взять все полномочия. Но разговоры — вещь такая… обтекаемая. А когда команда бежит эстафету, то важен результат не только первого, но и последнего. В ходе этой реформы мы стараемся делать так, чтобы у сильных не пропала охота чего-то добиваться и стараться, а слабым — помочь, поддержать. Именно поэтому, кстати, законом особо предусмотрено, что если какие-то новые муниципалитеты не потянут передаваемые им полномочия, то они будут иметь право вернуть их муниципальному району. И наоборот — муниципальные районы смогут еще больше поделиться полномочиями с теми, у кого дело пойдет успешно.




Партнеры