Хот-док

Лев Николаев: “Продюсеры любят погорячее”

17 ноября 2005 в 00:00, просмотров: 188

Нужно ли нашему ТВ документальное кино? Может, мода на него сходит на нет? Или, наоборот, документалка является неисчерпаемым резервом телевидения? На эти вопросы отвечает мэтр документалистики Лев Николаев — автор идущего сейчас доксериала “Братство бомбы”.


— В документалистике есть попса и кино не для всех?

— На ТВ снимают в основном криминальное расследование и исторические рассказы. И эта попсовость, к сожалению, диктуется политикой каналов.

— А как достичь компромисса между рейтингом и качеством?

— Я считаю, что наша телевизионная жизнь служит плохую службу искусству документального рассказа. Конкуренция требует углубления в детали: нужно искать документы, факты, людей. А если вы будете пересказывать хрестоматию, то это никто смотреть не будет.

— Почему? Ведь люди перестали читать и образовываются исключительно по телевизору.

— Это верно. Но кроме хрестоматии нужно вносить в фильм элемент художественного и эмоционального решения. Мне нравится подход, который используют наши коллеги за рубежом. Поднимая любую идею, они спрашивают: а что мы публикуем впервые? Без этого невозможно сдвинуться с места.

— По Жванецкому, мы — страна с непредсказуемым прошлым. Недавно вышел документальный фильм, где говорилось, что Свердлов готовил покушение на Ленина.

— Сейчас вообще жанр таких фантазий чрезвычайно развит. Причем иногда выбрасывают эту кость для того, чтобы потом самим же ее и опровергнуть или же изящно уйти от ответа на вопрос: “Как было на самом деле?”.

— Насколько корректны в документалистике инсценировки, когда актеры разыгрывают сценки из прошлого?

— Все зависит от того, как это сделано. Когда актеры средней руки начинают говорить тексты и изображать из себя умных людей — это выглядит дурно. Жаль, что наши продюсеры не желают знать живого современного человека. Их цель — сделать что-либо погорячей.


КТО НА НОВЕНЬКОГО

НИКИТА МИХАЛКОВ. “Отец” (о Сергее Михалкове), “Мама” (понятно о ком), “Анна от 6 до 18” (о дочери), “Русский выбор” и “Диалоги с Колчаком” (о России, которую мы потеряли) — вот лишь неполный список наиболее заметных работ Никиты Сергеевича на поприще теледокументалиста. И останавливаться на достигнутом режиссер, по его собственным словам, не собирается.

ЛЕОНИД ЯКУБОВИЧ. Шоумэн не раз сетовал, что устал от навязанного ему имиджа главного “полечудесного” клоуна страны. Леонид Аркадьевич начал доказывать, что может быть серьезным в рамках созданного специально под него документального цикла “Последние 24 часа…”. Уже вышли две программы об Андрее Миронове и Василии Шукшине.

ЯНА ЧУРИКОВА. Экс-ведущая всех пяти “Фабрик звезд” решила последовать примеру своего коллеги из “Поля чудес”. В сентябре нынешнего года она заявила, что в новом телесезоне собирается посвятить себя теледокументалистике. Пока о проектах Яны в новом жанре ничего определенного не слышно. Но судя по тому, что для “Фабрики звезд-6”, по слухам, объявлен кастинг ведущих, отступать от намеченной цели Чурикова не намерена.




Партнеры