“Хочешь стать миллионером?” — игру под таким названием скоро запустит Министерство образования и науки. К участию в шоу допускаются средние школы.
Правительство РФ обещает выделить трем тысячам российских школ по миллиону рублей на развитие инновационных программ.
Условия игры — в стадии разработки.
По каким критериям будут отбирать достойных, пока неясно.
Директор экспериментальной авторской школы самоопределения Александр Тубельский предложил коллегам миновать смешные вопросы на сто рублей и сразу ответить на главный: “Кому достанутся деньги?”
- Работу педагогического коллектива невозможно оценить по бумажкам, — считает педагог. — Год за годом от школ, претендующих на премии и гранты, требуют предоставить документы об отсутствии правонарушений и физических травм у учеников. Грубо говоря, справку из милиции и поликлиники. Но в какой школе нет правонарушений? Или травм? Дети же не ходят на переменах кругами под присмотром педагогов! Поэтому мы предложили Министерству образования и науки свой механизм оценки работы школ.
Проблема нынешнего среднего образования в том, что школы закрылись от общества, и что там, за запертой дверью, творится, не знает никто.
— Родителей перестали пускать в классы, прикрываясь угрозой терроризма, но ведь это лукавство. На самом деле школы использовали возможность окончательно отгородиться, — говорит директор авторской школы.
Он считает, что новая процедура оценки школ принесет пользу в любом случае, даже если школа не получит грант.
— Миллион рублей — небольшая сумма для школы, стараться стоит не для денег, а для саморазвития.
Предложенный директором-новатором и его коллективом механизм прост. Кандидаты на правительственную премию открывают свои двери для независимой комиссии. В комиссию могут войти все желающие — от учеников до директоров школ-соперниц. Комиссия вырабатывает критерии оценки для каждой конкретной школы с учетом ее направленности (с английским уклоном или, к примеру, оздоровительного типа). Члены комиссии присутствуют на уроках, разговаривают с учениками и делают выводы. А заодно и перенимают опыт.
Для большинства российских школ такая комиссия хуже налоговой и пожарных инспекторов. В интервью “МК” сам министр образования Андрей Фурсенко выставил нашей средней школе нетвердую “тройку”.
Разработанную методику на практике поддержали 18 школ России. Министерство образования ограничилось многообещающим “подумаем”.
Директор-новатор уверяет, что его методика не альтернатива министерским критериям. Достаточно будет того, что пойдет новая волна. Изменится отношение самих педагогов к образованию.
— Учителя требуют повышения зарплаты — дайте, и все, — говорит директор Открытого института Алексей Воронцов. — Я считаю, что деньги должны получать достойные. Если учитель заинтересован в высокой зарплате — пусть он докажет, что может хорошо учить.
“Скажите спасибо, что я за три тысячи в месяц на работу хожу”, — такие слова от учителей слышит каждый день каждый директор. С переходом на подушевое финансирование в школах и вовсе начнется неразбериха. Если раньше учителям платили по часам, то в скором времени деньги будут выделять по числу учеников. Учителям придется удерживать детей именно в своей школе, как они будут это делать — посмотрим. Наконец-то педагоги перестанут шантажировать родителей исключением. Диктовать условия будет родитель. Нравится, как учат, — останемся у вас, не нравится — пойдем в другую. Деньги-то следуют за ребенком.
Директора-новаторы предсказывают, что средняя школа окончательно начнет жить по законам рынка. Выплывут только те, кто вовремя сориентируется.
Раздать трем тысячам школ по миллиону — все равно что единоразово накормить три тысячи нищих. Завтра они снова захотят кушать. Может, стоит заставить нищих эти деньги зарабатывать?
Инициатива известного педагога в этот раз скорее всего не пройдет. Школы-кандидаты соберут бумажки и будут ждать денег как должного.