Не в бровь, а в газ

За что Россия бьет трубой Украину

Шок — это по-нашему. Отменив свой визит в Киев, премьер Фрадков чуть не дотянул до “подвига” Примакова, развернувшего самолет над Атлантикой. Впрочем, другого выбора братья-славяне ему не оставили. Украина по-прежнему хочет получать российский газ “на халяву”: втрое дешевле, чем Европа. Да еще и по бартеру. Вот только “дипломатический скандал” может привести к дефолту государства. Естественно, украинского.

Суть конфликта. Ежегодная потребность Украины в газе составляет около 80 млрд. кубометров. Из них не больше 20 млрд. она закрывает своей собственной добычей. Остальное получает из Туркменистана и России. Российский газ до сих пор поставлялся “незалежным” соседям в счет оплаты за транзит поставок газа по европейским контрактам. Такой вот бартер. Мы давали Украине газ за пользование доставшимися ей в наследство от Союза трубопроводами! Кстати, инициатива перехода на денежные расчеты по газу между нашими странами принадлежит нынешнему украинскому президенту. Еще в 2000 году Ющенко, в ту пору бывший премьер-министр Украины при Кучме, впервые высказал такую идею. Правда, вопрос о цене за газ он старательно обошел.

Цена вопроса

Ежегодно “Газпром” поставлял непосредственно НАК “Нафтогаз Украины” около 25 млрд. кубометров по цене 50 долларов за 1 тыс. кубометров. На общую сумму 1,25 млрд. долларов. Нетрудно подсчитать, что при среднеевропейской цене в 160 долларов за тысячу кубов и примерно таких же объемах поставок Украине придется изыскивать 4 млрд. “живых” американских баксов в год. Даже если соседи поднимут ставку транзита, Россия останется в большом плюсе. Да и таких денег в незалежной нет. К примеру, крупнейший металлургический комбинат “Криворожсталь” был недавно продан за 4,8 млрд. долларов. Больше таких объектов в стране нет. А дефицит бюджета Украины составит не менее 1,5 млрд. долларов.

Газовый ультиматум Украине еще раньше объявил Туркменбаши. До сих пор половину туркменского газа украинская сторона оплачивала деньгами, половину — по бартеру своими товарами. Но Ниязов посчитал, что качество украинских товаров не отвечает завышенным ценам, и тоже решил перейти исключительно на денежные расчеты.

При этом, к удивлению братьев-славян, “развели” их как лохов. Только глава компании “Нафтогаз Украины” вернулся из Туркмении, что называется, со щитом и объявил, что удалось договориться о цене туркменского газа 44 доллара за тысячу кубометров. А пару дней спустя Ниязов обмакнул его в shit (дерьмо — англ.) по самые уши: 60 долларов — и точка. Конечно, не 160, но тоже прилично.

Что дальше?

Вариантов развития ситуации всего три.


Первый:

Россия прекращает с 2006 года поставки газа Украине, если та не соглашается на наши условия. Чтобы не замерзнуть, украинцы начинают подворовывать из “трубы” газ, который предназначен для Европы (чем соседи нас постоянно шантажируют). Но страдает от этого не Россия (какие претензии, если газ наши пределы уже покинул), а Франция, Германия и прочие потребители. Которые за газ заплатили, а получили шиш с маслом. И уже Европа выставляет Украине счет. Как минимум по мировым ценам (те же 160 долларов, на которых настаивает Россия), а то ведь еще и штрафовать начнет. Репутация государства падает ниже плинтуса. А потом оно отвечает по долгам своей собственностью. До дефолта — три шага.

Второй:

Россия соглашается оставить все по-старому. Но это, учитывая кульбит Фрадкова, из области фантастики. Слишком много за Украиной грешков (вспомните загадочную историю про 8 млрд. кубометров российского газа то исчезающих, то появляющихся в украинских подземных хранилищах). Да и имидж России в мире такая нерешительность подкосит: все кому не лень кинутся диктовать нам свои условия.

Вариант третий — наиболее вероятный:

С нового года “Газпром” будет поставлять газ соседям по ежемесячным соглашениям. Возможно, по промежуточным ценам. Все решится только после украинских выборов весной следующего года, по результатам которых страну фактически возглавит уже не президент, а премьер с очень широкими полномочиями. После этого будет подписано соглашение на несколько лет. А уж на каких условиях — будет зависеть от того, на каком языке будут говорить новые украинские власти.


Они встретятся уже завтра?

Как стало известно “МК”, встреча Фрадкова с Ехануровым вполне может состояться уже завтра, 25 ноября. Но уже в Москве. И в другом формате. Премьеры России и Украины заявлены для участия в заседании Совета глав правительств стран СНГ. И, возможно, именно там и произойдет решающий разговор. Как заявил глава Минпромэнерго Виктор Христенко: “Россия готова и полна решимости к тому, чтобы призыв по формированию прозрачных рыночных отношений в газовой отрасли был реализован”.


Отмена зарубежных визитов российских руководителей

Март 1999 г. — председатель правительства России Евгений Примаков отменил визит в США из-за начала бомбардировок Югославии авиацией НАТО.

Ноябрь 2002 г. — Владимир Путин отменил визит в Данию, поскольку датское правительство не запретило проведение в Копенгагене так называемого Всемирного чеченского конгресса.

Ноябрь 2003 г. — Владимир Путин отменил визит в Молдавию в связи с отказом молдавских властей подписать соглашение об урегулировании приднестровского конфликта.


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В КИЕВЕ

Украинцы весь вторник отмечали годовщину Майдана, потому мысли их были далеки от газовых проблем. Куда больше их занимал лозунг латиноамериканских повстанцев: “Пока мы едины, мы непобедимы!”. Этой теме были посвящены почти все речи бывшей единой “оранжевой” команды, распавшейся за последний год на множество “кусочков”. Потому и отмену визита Фрадкова в день торжеств оценить по достоинству не смогли. Лишь вчера утром украинские аналитики и политики задумались: а что бы это значило?


Вадим Карасев, Институт глобальных стратегий (Киев):

— Безусловно, большую дипломатическую бестактность допустила украинская сторона. Намеченная дата приезда Фрадкова совпала с годовщиной празднования “оранжевой революции” — Днем свободы. Не знаю, что хотел показать Ющенко, совмещая эти события, но фон переговоров с путинским премьер-министром получался, мягко говоря, не самый благоприятный. Тем более что Украина на переговорах с Россией по газовому вопросу пока ничего нового сказать не может. Возможно, Ющенко слишком уверен, что компромисс в виде постепенного повышения цены на газ обязательно будет найден. Ведь наши экономики тесно связаны, и экономический кризис в Украине неизбежно ударит по России. Кроме того, украинцы использовали еще не все возможности на переговорах. В частности, сейчас Украина активно ищет поддержки у стран Европейского союза, которые потребляют российский газ. Все-таки в российско-украинской газовой войне и ЕС не поздоровится. Мне думается, что чем ближе к зиме, тем реальнее компромисс.


Тарас Черновил, экс-руководитель избирательного штаба Виктора Януковича:

— Мы, безусловно, понимаем, что цену на газ Россия не может не повысить. Но почему нельзя ввести хотя бы временный мораторий на повышение цен? В конце концов газовые проблемы свалятся и на те украинские власти, которые будут после команды Ющенко. Мы за нормальное экономическое взаимодействие наших стран. Но не надо переходить ту грань, после которой к России будут относиться неприязненно даже те, кто к ней дружественно настроен.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру