Мистерия Фанни Ардан

“Жанна д’Арк на костре” прозвучала в Москве

Исполнение в Доме музыки оратории “Жанна д`Арк на костре”, как и ожидалось, стало настоящей сенсацией фестиваля Владимира Спивакова. Российские слушатели были буквально потрясены гениальной музыкой Онеггера, исполненной Национальным филармоническим оркестром России и хором Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова, и глубоко символичным, парадоксальным текстом Поля Клоделя, сыгранным прекрасными артистами во главе с французской звездой Фанни Ардан. Всем этим огромным живым организмом, естественно, руководил маэстро Владимир Спиваков.


Жанна д`Арк в исполнении Фанни Ардан была одновременно и живым человеком, и мифом. Она вызывала сочувствие и в то же время преклонение. Она была наивна, но при этом посвящена в божественные тайны. Все это Ардан играла с нарастающей энергией, которая дошла до кульминационного пика в финале: “Бог сильнее всего!” — кричала она по-французски, и взгляд зрителей уже не скользил по электронному табло с русским переводом: все было понятно. Звезду принимали шумно, как положено, утопив ее в цветах и овациях.

Онеггер написал свою ораторию-мистерию в 1938 году — и двадцати лет не прошло, как Орлеанская девственница была канонизирована католической церковью. Но и сегодня миф о Жанне — необразованной девочке из Лотарингии, то ли безумной, то ли и впрямь святой, которая, повинуясь голосам с небес, возглавила сражение за объединение Франции, а после, преданная своим королем, обвиненная в связях с дьяволом, под улюлюканье толпы взошла на костер инквизиции, — волнует, пугает, завораживает.

Московский вариант мистерии обрел театрализованную и даже “мультимедийную” форму — видимо, в целях демократизации и доступности. Для решения этой задачи был приглашен режиссер Кирилл Серебренников, превративший слишком умственный жанр оратории в некое подобие сценического действа. Он научил хор приплясывать, закрывать лица руками и повязывать на глаза черные повязки. Артистов и певцов он снабдил реквизитом — современными газетами, фотоаппаратами, печатными машинками: увы, режиссер никак не может перерасти свое увлечение этим банальным набором приемов, который, как ему кажется, помогает “осовременить” действие. Впрочем, одна находка “зацепила”: дети ощипывают букеты вербы, превращая их из пасхального символа в хворост для костра.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру