Кристально чистые урны

Выборы в Мосгордуму пройдут без “темных сил”

До выборов в Мосгордуму — всего 2 дня. О готовности №1 к ним заявили председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов и полномочный представитель мэра в гордуме Анатолий Петров. Имелись в виду, конечно, не только буфеты, медпункты и милиция, которые будут работать 4 декабря на участках. Г-да Горбунов и Петров на голубом глазу сообщили, что возможным фальсификациям в период голосования поставлен надежный заслон и говорить о них просто смешно.


На одно место городского парламентария претендуют от 3 до 9 одномандатников плюс 376 представителей 10 партий.

— У нас ЧП никогда на избирательных участках не было. Надеемся, не будет и теперь, — обнадежил Петров. — Поставим на ноги все службы, которые обеспечивают чистоту и порядок, санитарную уборку в городе. Если выпадет снег, то и антигололедные мероприятия проведем. В общем, никакие “темные силы” не омрачат мероприятие.

Тем не менее в виде “темной силы” может выступить не только капризная погода. Эксперты ждут разного рода фальсификаций. Но на все опасения г-н Горбунов дал емкий ответ: “Как участковая комиссия из 15 человек от разных партий плюс наблюдатели от 10 партий могут что-то сфальсифицировать? Речь может идти лишь об ошибках”.

Итак, в МГИК нам предлагают положиться на честность комиссий. А из кого же они состоят? Как рассказал нам председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин, территориальные комиссии (ТИК) формировались в 2002 году, когда квоты имели 6 партий и объединений (СПС, “Яблоко”, ЛДПР, “Единство”, “Отечество” и КПРФ). Потом в них ввели по одному представителю “ЕдРа”. За последние три года многие члены из комиссий вышли, а с августа закон разрешил вводить в ее состав гос- и муниципальных служащих. Поэтому вместо выбывших членов туда понапихали столичных чиновников. Так что ТИК формировались под контролем властей, хотя формально представителей “ЕР” там по одному человеку (если не считать бывших членов “Единства” и “Отечества”). Что же касается участковых комиссий (УИК), то их “слепили” в этом году, однако большинство партий не ввело туда своих представителей. Поэтому фактически УИК формировали районные управы. Итог неутешителен: практически все избиркомы в столице подконтрольны исполнительной власти.

В качестве гарантии от фальсификаций Петров назвал и “электронные урны”, которые будут использованы примерно на каждом пятом участке. Причем даже их работу решено проверить (пересчитать вручную): правда, лишь на трех участках, которые выберут методом жеребьевки. Кстати, при использовании электроурн результаты голосования можно получить уже через 5 минут после его окончания. Однако перед их оглашением по закону нужно выполнить ряд процедур (например, порезать неиспользованные бюллетени). Поэтому окончательные итоги выборов Мосгоризбирком планирует подвести до 8 декабря.

Настораживает и то, что ход этих выборов решили контролировать “нашисты” (они выставят наблюдателями 3,5 тысячи своих активистов). Формальный предлог: кремлевская молодежь будет “противостоять “оранжевому” сценарию”. А вот оппозиция считает, что истинная цель “нашистов” — легализовать возможную фальсификацию результатов голосования. И заменить на выборах упраздненных в России независимых и международных наблюдателей (согласно последним законодательным новшествам, на участках могут присутствовать лишь наблюдатели зарегистрированных кандидатов). Кстати, у некоторых партий наблюдатели в большом дефиците. Их набирают прямо с улицы. Обозреватель “МК” сам позвонил по одному такому объявлению, предлагающему работу наблюдателем по цене 1500 рублей. Мне с ходу назвали десятка три районов, где у этой партии наблюдателей еще нет. При этом волонтерам придется пройти срочный инструктаж. Что из этого выйдет — непонятно. Ведь даже многие члены избиркомов с многолетним стажем работы не до конца разбираются в постоянно меняющихся законах.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру