Пиар милостью божьей

Пошлите Богу SMS, запишите ангелов на CD, и заключение Страшного суда вам придет по факсу

Чудесные исцеления, пророческие видения, парящие храмы и рыдающие иконы... А хор ангелов с оркестром кто заказывал? Одно бесспорно: если небожители запели, значит, это кому-нибудь нужно. “МК” попытался разобраться кому. Наш корреспондент не только спел с хором ангелов, но и испытал на себе опасные свойства самой “чудесной” иконы Подмосковья. И пришел к выводу, что феерические потоки пора фильтровать.

Кстати, отечественный опыт в этом деле богат. Петр I, например, настоятелей церквей, в коих иконы плакали и не могли остановиться, сек розгами. Тут-то и выяснилась чудесная закономерность: как только начинали рыдать попы, их иконы “реветь” переставали! Впрочем, царь Петр был человеком жестким и решительным, а у нас вроде как демократия. Может быть, поэтому церковных чудес становится все больше и они принимают такие причудливые формы, что уже сам Гарри Потер нервно курит в сторонке?

Разменивается ли великий Бог на мелочи, действует ли Он с простодушием заштатного фокусника, пытается ли привлечь в ряды своего электората новые массы путем чудесных знамений? Отвечает ли Он на SMS, проглядывает ли многочисленные посвященные себе сайты и получает ли свой процент от бойкой торговли компакт-дисками с записями литургий?

Если да, то кто он — наш Бог?..

Вы когда-нибудь слышали ангельский хор? Вот и ха. А у меня с некоторых пор появился сидюк с пением ангелов, и я могу их слушать хоть в обед, хоть на сон грядущий. Где взяла? Приобрела всего за 150 рублей (ангелы нынче доступны как никогда) в Бобреневом монастыре Коломенского района Московской области. А еще у меня есть иконка из церкви, где всерьез изгоняют бесов, и кусочек Стены Плача (правда, злые языки утверждают, что это обычная щебенка, выдаваемая предприимчивыми гражданами за сувенир).

Сообщения о рыдающих иконах, знамениях и прочих церковных чудесах появляются с периодичностью телепередач об угонах и квартирных кражах. Они не могут “не цеплять” страну, которая пыталась забеременеть от того, как Чумак размахивал руками.

Хлопай ресницами и взлетай!

“Оказалось, что я не одна желала послушать ангельский хор... Иеродиакон Симеон запел. Один. А полились десятки (а может, тысячи?) голосов… Когда пение закончилось, слушатели, видимо, не поверив ушам своим, попросили еще. Снова и снова. Потом, пораженные, стояли, не в силах шелохнуться… Решив выяснить природу этого феномена, я обратилась к иеродиакону Симеону с вопросами.

— Как открылось это явление?

— Произошло это в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Мы тогда пели в составе трех человек. А рядом стояла женщина, профессионально занимающаяся музыкой. Вдруг она начала что-то искать. Мы спрашиваем: “Что-то потеряли, матушка?” А она отвечает, что ищет магнитофон. Мы изумились: откуда он здесь может быть? А она говорит, что нам кто-то подпевает, потому что отчетливо слышится хор. “Ну да, мы и поем хором. Нас же три человека”, — отвечаем. А она: “Нет, я слышу хор. Намного больше, чем три голоса…” А потом и в остальных храмах на территории монастыря открылось чудо. С тех пор сюда и стали все приходить послушать”. Это отрывок из статьи одной коломенской газеты, которой умело вторит аннотация уже упомянутого диска: “Этот храм был известен далеко за пределами Коломенского края, и множество людей приезжало… послушать службу, “где ангелы поют”. Сегодня поющий храм — удивительная, но уже привычная часть монастырской жизни”. Конечно, в Библии решительно нигде не сказано, что современные чудеса не нуждаются в пиаре, и можно было б не придираться к хронологическим несовпадениям, но…

Мне и раньше рассказывали, что здешний настоятель батюшка Игнатий — большой затейник. Правда, чудеса в монастыре раньше происходили все больше интимного характера. “МК” писал об этом в феврале текущего года (“На грани пола”). Нам тогда дал интервью бывший послушник обители Дмитрий. Экс-послушник поведал и о завидной тяге тамошней публики к феерическим знамениям. Просто вынь да положь им чудо! Теперь, значит, выложили да положили.

К святым — как в собес

Объективности ради мы обратились за помощью к человеку, безусловно, в чудесных вопросах авторитетнейшему — председателю комиссии по сбору материалов и научному описанию чудесных знамений при отделе катехизации и образования Московской патриархии П.В.Флоренскому, доктору геологии, внуку богослова и философа начала прошлого века П.А.Флоренского.

— Вы можете проверить подлинность чуда в Бобреневом монастыре? — я рассказываю Павлу Васильевичу историю про “тысячные” голоса.

— Я исхожу из гипотезы, что в Церкви все истинно, правильно и праведно. Я не допускаю занятий шулерством в храме и не занимаюсь проверкой шулерства. Хотя почему бы и нет? В доброе старое время, когда происходило чудо, первым делом докладывали приходскому священнику, и тот докладывал не архиерею, а уряднику в полицию. Но вот наша комиссия не берет на себя функции полиции. Мы исходим из того, что все правда. Мы занимаемся только тем, что сами можем измерить, изучить и определить, то есть вещественными чудесами. Мы отказались расширять комиссию за счет врачей. Мы не занимаемся человеком, в том числе и таким явлением, как звучание голосов. Хотя должен сказать, такие случаи были. Под Москвой в одном храме зафиксировали чудо — хоровое пение. Женщины пришли к храму, а там хор поет, открыли дверь, а там никого.

Однако хочется сказать вообще о чудесах. Господь не фокусник, чтобы доставать зайчиков из цилиндра. Посмотрите вокруг. В конце концов, рождение человека разве не величайшее чудо? Хотя проще процесса вроде бы не найти…

Меня тоже пугает реклама: “У нас благодатная церковь, а у вас нет!” Церкви равны. Тут уже начинается нечто, скажем осторожно, не очень правильное. Сама литургия — чудо. Все остальное — периферия, фокусы. И недаром этим так болезненно интересуются СМИ. Чудоверие не полезно. Оно пришло на смену экстрасенсоверию. А это уж совсем вредно. Многие экстрасенсы откровенно отвлекали людей от врачей и спокойно отправляли их на тот свет. В некоторых церквах продаются плакаты, к какому святому с какой проблемой обращаться. Как в собесе, понимаете ли! Или вышла книжка некоего священника, который вообще разложил: за какой грех — какая болезнь. Как справочник в поликлинике: в каком кабинете зубодер, а в каком — желудочник. Околоцерковное неоязычество, поверьте мне, очень беспокоит Церковь. Реальное отношение к РПЦ оно имеет весьма условное, это такая шелуха.

Город ангелов?

Так, оставшись без тяжелой артиллерии, я все-таки решила открыть сезон охоты на ведьм. Вооружившись цифровой техникой, чтобы с максимальной точностью записать уникальную службу, я вошла в храм Бобренева монастыря. Разочарованию предела не было, потому как сразу после входа требуемая литургия с ангельским пением продавалась с лотка...

Купив диск, я решила все-таки поприсутствовать на службе. Тем более что игумен уже вышел и начал читать молитву, а мальчик с ангельским личиком зажег свечи. Запел “хор” — из одного человека. Потом этот человек двумя выключателями включил свет — и понеслось! Голосов действительно становилось все больше и больше, будто весьма скромное количество присутствовавших вдруг превратилось в хор ансамбля песни и пляски Российской армии. То есть грянуло так грянуло. Прихожане начали нервно оглядываться друг на друга, чтобы определить, сколько же народу поет. Через пару минут все забросили исполнение молитв и только зыркали по сторонам.

Мне же не к месту вспомнился эпизод из “Мастера и Маргариты” Булгакова, где хор пел “Славное море, священный Байкал” и не мог остановиться. То ли из-за неожиданной аналогии лицо у меня стало слишком жизнерадостным, то ли попадать в переделки во время расследований — моя визитная карточка, но вдруг рядом остановился здешний монах и предложил… спеть. Мне вручили книжку со словами молитвы, раскрыли ее на нужной странице и сказали, чтобы пела громче: мол, дальше будет интереснее. С пением у меня с детства так же плохо, как и с вязанием на спицах, но я старательно горланила акафист перед Феодоровской иконой Богородицы. Временами даже получалось не выбиваться из общего хора (чуть позже книжки со словами раздали почти всем) и не сбивать с нот ангелов.

Петь и разглядывать помещение церкви на предмет наличия акустической аппаратуры — адское занятие. Но я разглядывала, и громы небесные на мою голову не обрушились, акафист в руках не сгорел, да и Матерь Божья поглядывала дружелюбно — видно, согласно своему высокому статусу знала про мои вокальные проблемы.

Именно в тот момент я поняла, почему Флоренский отказал в помощи. Исследования плачущих икон практически всегда обнаруживали в “божественных слезах” наличие оливкового, подсолнечного или другого постного масла. И можно было бы сразу обвинить попов в подтасовке, но проблема в том, что никто не знает химического состава мира, чтобы сопоставить… Так, может, у кого-то случайно завалялся исходник ангельского пения, чтобы провести сравнительный анализ? Ведь теоретически небожители вполне могут исполнять свои песни человеческими голосами, а “перебить” их колокольчиками — простейшая для любого музыканта операция.

Интернет и СМИ к Христовым услугам

На самом деле даже если “поющая церковь” — дело рук людей, это вроде бы никому жизнь не портит. Ну, нравится верующим думать, что они присутствуют на концерте ангелов с оркестром! Но монастырь не лыком шит, и в рамках одного чуда им явно оказалось тесновато.

“Вскоре заметили, что молитва перед этой иконой (Феодоровской Божьей матери. — Е.М.) помогает бесплодным женщинам в обретении детей и родах”, — как бы между прочим замечено на аннотации все того же диска.

“Иеродиакон Симеон рассказал, что не так давно к ним приезжала бездетная пара из Италии просить Богоматерь о потомстве… Через год у них появился младенец”, — радостно подтверждает та же “районка”.

Писали и о том, как прихожане Бобренева монастыря как-то раз пришли себе спокойно помолиться, а там артист Безруков с артисткой Безруковой! И корреспондент-то как вовремя в монастыре оказался — как раз, чтобы отписать очередную новость в районную газету.

К услугам сегодняшней Церкви — интернет-ресурсы, сотовая связь и газеты. А пиар, господа, он и в раю пиар. Сегодня можно отправить сообщение святым апостолам или исповедаться во Всемирной Паутине. Можно заказать виртуальную экскурсию по обители — и совершенно необязательно тащиться на край области дышать ладаном. Есть компьютерные игрушки, которые посчитают вам очки по сумме смертных грехов и выдадут маршрут искупления.

Вокруг Бобренева монастыря — деревня. Пожилые женщины с лицами, испещренными морщинками, как замысловатыми картинками абстракциониста, гонят коз. У них распухшие от сельской работы руки, совершенно разбитые сапоги и красные по погоде носы.

— Извините, а вы купили бы диск с пением ангелов? — пытаюсь узнать мнение народа.

— С кем? Смеешься, что ли? — усмехаются они и быстро переключают свое внимание с неинтересной темы на животных: — Куда, сволочуга такая?! Еть, тебя, еть!

А над Москвой-рекой раскинулся закат. На фоне сиренево-багрового облака бежала сине-черным силуэтом женщина, от которой улепетывала молодая и потому наглая коза. И была в этой нерукотворной картине настолько абсолютная красота, что казалось — видишь чудо.

P.S. Несмотря на подколы родных и бездарное исполнение акафиста перед Феодоровской иконой Богородице (в результате общения с которой беременеют итальянки), я не беременна.


КСТАТИ

• Во время визита Папы Римского в Грецию, где основной религией является православие, в газетах появились сообщения о заплакавшей иконе. Тогда говорили, что святой лик просто источает кровавые слезы, и это будто бы свидетельствует о богопротивной сущности визита главы конкурирующей конфессии. Впрочем, официальное расследование чуда показало, что слезы являются вишневым соком.

• История свидетельствует, что во время царствования Петра I в одном из петербургских соборов икона Богородицы вдруг “заплакала” потому, что кое-кому не нравились вводимые Петром новые порядки. Прослышав об этом чуде, Петр I лично обследовал эту икону, и в результате появилось строгое предписание настоятелю собора: “Приказываю, чтобы отныне Богородицы не плакали. Если Богородицы еще заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью”. Как ни странно, но, несмотря на то, что предписание было дано не иконе, а настоятелю, этого было достаточно, чтобы плач прекратился. (“Спутник атеиста”. М., 1959.)


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру