Не ищите приключений на шопы

Как не стать жертвой дистанционных мошенников?

“В почтовом ящике обнаружила конверт от ООО “Покупки на дом” (111394, г. Москва а/я 4, Почтовая отправка — 170960, г. Тверь, а/я 626). В конверт был вложен каталог товаров, которые можно заказать и получить по почте, предварительно оплатив заказ переводом. Я перевела деньги и отправила продавцу письмо с перечнем заказанных товаров и квитанцией об оплате. Прошло уже почти два месяца, но обещанного заказа я так и не получила. Звоню, а в ответ только слышу: “деньги еще не пришли” или “в ближайшие дни все получите”. Что делать?”

О.В.Винницкая, г. Москва.

Мигрень на диване

Увы, москвичка Винницкая не единственная жертва дистанционной торговли (так называют продажу товаров по почтовому каталогу, телевизору и Интернету). Магазины на диване — головная боль юристов во всем мире. Конечно, абсолютно всех торгующих по каталогу обвинять в мошенничестве нельзя. И все-таки любая покупка в ТЕЛЕмагазине, Интернете и по высланному почтой каталогу сопряжена с высоким риском. Но... “Звоните прямо сейчас!” — призывает бодрый голос с экрана, и тут же хочется последовать этому совету. А как же иначе, если тебе мастерски внушают, что, заглотив уникальное средство, можно в считанные дни похудеть и стать красивой…

Как правило, тех, кто клюнул на такие товары, ждет жестокое разочарование. Очень скоро выясняется, что многие товары из ассортимента ТЕЛЕмагазинов не соответствуют заявленным в рекламе характеристикам.

Взять хотя бы паропылесос, с помощью которого миловидная дама из ролика избавлялась от грязи и плесени в самых труднодоступных местах в ванной комнате. Реклама утверждает: это происходит благодаря упругой струе 120-градусного пара. Нашему коллеге “посчастливилось” испытать эту технику на деле. По его словам, парообразования у пылесоса вообще нет. Это “чудо” даже не может удалять обычную пыль — мощности не хватает. Испытал он и ванночку для ног, которая “высасывает” из организма все шлаки. Наполнив ее водой и погрузив в воду уставшие ноги, через 30—40 минут вы увидите, что прозрачная вода стала бурой. Это и есть те шлаки, которые выходят из организма, утверждают в рекламе. Так вот. Никаких шлаков ванночка не выводит. Вода меняет цвет из-за вмонтированных в прибор пластин неизвестного происхождения, которые входят в реакцию с горячей водой. И примеров такого “невинного” обмана множество.

Доверяя — проверяй

ЗАПОМНИТЕ: средства для лечения и профилактики заболеваний, косметика, бытовая техника перед продажей должны пройти обязательную сертификацию и получить сертификат соответствия. Сертификаты бывают двух видов. Обязательный выдается при проверке на безопасность. Он гарантирует, что товар не принесет вреда. Например, тот же пылесос не взорвется. Знак сертификата должен стоять на упаковке. Но не факт, что товар с этим сертификатом качественный. Такая проверка относится к процедуре добровольной сертификации. Если предприниматель хочет сохранить имя и доверие, он идет на дополнительные испытания. Тогда в сертификате появляются реальные характеристики. И еще один нюанс. Кроме сертификата соответствия у товара должен быть регистрационный номер.

Секреты торговли

Дистанционные продажи держатся на трех китах: завышенной цене, некачественном товаре и искусстве обольщения.

• КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ? Сначала покупателя убеждают врачи или актеры. И последний прием — скидки и подарки. Правда, соблазнившихся ждет разочарование. На том конце провода электронный голос обязательно сообщит, что линия занята, и посоветует оставить свой номер телефона: “Вам обязательно перезвонят”. И потом действительно начинают звонить ежедневно, в течение долгих месяцев — не отвяжешься.

• СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ? Эксперты уверяют, что в ТЕЛЕшопах торгуют товарами в 2—5 раз дороже их реальной стоимости. Впрочем, проверить это невозможно: большинство товаров из ТЕЛЕшопа в обычных магазинах не продаются.

От 7 дней до 10 лет

По статье 26.1 закона “О защите прав потребителей” (вступила в силу в 2005 г.) в ТЕЛЕмагазин, в отличие от обычного, можно вернуть практически любой товар — за исключением продукции, изготовленной по спецзаказу. Вы имеете право отказаться от вещи в течение 7 дней после доставки. При этом продавец обязан вернуть деньги не позднее чем через 10 дней (правда, за вычетом стоимости доставки). А если вам всучили брак и в паспорте товара не указан срок годности, товар можно вернуть в течение 10 лет.

Ищут пожарные, ищет милиция

Чтобы вернуть деньги, нужно подать продавцу претензию лично или по почте заказным письмом. К ней приложить копии: чека, гарантийного талона и техпаспорта. Если продавец не выполнил требование, идите в суд. Правда, отсудить денежки нелегко. Среди дистанционных продавцов много фирм-однодневок. Они-то как раз вместо обычного указывают абонентский адрес. На контактном телефоне такой фирмы сидит подрабатывающая студентка, а товар доставляет курьер. И реального продавца они и в глаза не видели. Даже если милиция и юристы из Общества защиты прав потребителей установят адрес фирмы, может оказаться, что ее там никогда не было. Утешение ждет лишь покупателей ТЕЛЕшопов. При исчезновении продавца иск можно предъявить телеканалу. Хотя владельцы эфира за содержание рекламы ответственности не несут, они обязаны проверять наличие регистрации и лицензии у магазина.


С чего начать “разборки”?

Проверить подлинность сертификата можно в территориальных органах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Узнать, зарегистрирован ли товарный знак продукции — в Управлении регистрации и лицензирования Роспотребнадзора. Пожаловаться на качество товаров или услуг — в региональное управление Роспотребнадзора.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру