Как Джексона послали коров пасти

“Арт-Манеж”: много блеска из ничего

15 декабря 2005 в 00:00, просмотров: 220

Погорельцы вернулись восвояси: в Центральном Манеже возобновилась художественная ярмарка “Арт-Манеж”, празднующая 10-летний юбилей.

И даже возродилась из пепла одноименная галерея, чьи картины сгорели в пылу известного пожара.


“Арт-Манеж” считают камертоном покупательского спроса повышенной категории (если сравнивать ярмарку с уличными вернисажами у Центрального Дома художника и в Измайлове). Здесь, по крайней мере, присутствуют имена.

У нынешних покупателей картин, как оказалось, большая тяга к творчеству художников, которых в народе принято называть шестидесятниками. Сразу в нескольких галереях (как всегда, наиболее многочисленно — в “Пан-Дан”) выставлены Плавинский и Яковлев, Зверев и Краснопевцев. Опять же Зверев и Яковлев висели на стенде галереи “Кино”.

А где же молодое, задорное, провокационное искусство? Его-то на “Арт-Манеже” и не было. С тех пор как от затеи отказался директор “Риджины” Владимир Овчаренко, в Манеже перестали делать некоммерческие, часто экстремальные проекты. Теперь здесь только торгуют. Салонного искусства в золоченых рамах с пышными натюрмортами, букетами цветов и пейзажами Москвы оказалось так много, что складывалось впечатление, что в Манеж пустили всех без разбора. Однако, как оказалось, даже в отсутствие куратора ярмарки кое-какой отсев произошел — треть отсеяли, осталось 60 галерей с хвостиком. Даже несмотря на то, что самый маленький стенд стоил 4 тысячи долларов.

Тех, кто сумел выделиться из длинного ряда однотипных экспозиций, можно назвать буквально несколько. Вышеупомянутая галерея “Манеж”, например, устроила “распродажу” русалок. Русалки были разные: из фанеры — это, сразу видно, работа Татьяны Назаренко, “шутейные” — рисованные Владимиром Любаровым, и сказочные — Алексея Чаругина.

Лаврентий Бруни, наяву грезящий о красотах богемной Тарусы, выставил огромные, двухметровые полотна с маками, ромашками и васильками. Ностальгия по лету почему-то привлекла к его стенду огромное количество музыкантов, которые на цветочки слетались как бабочки. Вот промелькнул Макаревич со спутницей, тут же показался Маргулис, а Александр Скляр и вовсе от живописного гербария не отходил ни на шаг. Напротив же слетались артисты: Алла Будницкая, жена Караченцова Людмила Поргина замечены были у большого павильона Аллы Булянской, которая выставила красочные карнавальные полотна Игоря Чолария. Торговля шла бойко, и вопрос о том, есть ли у нашей публики лишние деньги на скромный портретик за 3700 долларов, отпал сам собой.

В общем, попытки нетрадиционно представить художественный товар или, наоборот, художественно показать нетрадиционный товар слабые, но все же были. Галерея “Сэм Брук”, к примеру, удивила всех, выставив поломанные, искореженные в пылу игры теннисные ракетки Марата Сафина. Но иронии все равно не хватало. Она нашлась лишь в одном месте — в небольшом закутке стенда галереи Леонида Лернера. Художник Дамир Муратов очень смешно изобразил звезд мирового шоу-бизнеса на нашей русской ферме. Майкла Джексона одели в ватник и послали пасти дохлых коров, а Мэрилин Монро поручили вместе с бабами копать картошку.




    Партнеры