Пир дебютантов

Семь лауреатов “Дебюта” получили по три тысячи долларов: гонорар за книги, которые выйдут через год

15 декабря 2005 в 00:00, просмотров: 285

Мыслящая молодежь рванулась к творчеству, к сочинению романов, повестей и рассказов, пьес и киносценариев. Бурный поток сочинений, пробужденный Международным фондом “Поколение”, стекается в Москву, к писателям: Ольге Славниковой, координатору независимой премии “Дебют”, и к Виталию Пухканову, очень ответственному секретарю. Уж он-то никого без внимания не оставит.


Кто они — финалисты и лауреаты 2005 года? Куда стремятся и что о себе думают? Шумное награждение при огромном стечении писателей, критиков, телекамер — все это верный знак того, что читающая столица вошла во вкус дегустации плодов литературной смены. По ритуалу награжденные произносят свои “донобелевские” речи. Одна высокая стройная блондинка озвучила свое недоумение: “Нам говорят — читайте Фолкнера… А я призываю ровесников — читайте друг друга”. Порыв добрый, но тянет от него провинциальной скукой, влюбленностью в себя.

Им дают премии, их книги выходят ежегодно. Они слышат от знаменитых людей заклинание: “Вы уже писатели!” В их честь устраивают премиальный пир. Уляжется эйфория, откроем мы только что вышедшие три книги прошлогодних лидеров. Вот одна — “День святого электромонтера” с голубой звездной лампочкой на обложке. В ней — рассказы, пьесы и статьи. Здесь вещи талантливого прозаика Олега Зоберна, “МК” обратил на него внимание еще в прошлом году. Книга потоньше “Вершина айсберга” вобрала в себя крупную прозу победителей. Здесь повесть “Вспять” лауреата Саши Грищенко, интервью с ним “МК” напечатал в декабре прошлого года.

И, наконец, поэтический сборник “Знаки отличия”. Не успел поэт родиться, а уже стихи начинающих стихотворцев продегустированы и отнесены к определенным поэтическим и даже философским направлениям: здесь “абсурдистская сатира”, там “постфутуризм”, у кого-то отыскался “инфантильный абсурдизм”, у другого “метафизическая” лирика. Автор предисловия убежден, что в стихах новичков нет эклектики, а все написанное признается целостным живым организмом.

Насчет целостности — это слишком. Многие стихотворения приблизительны по смыслу и по звуку — это некая игра со словом. Ярче выглядит Алла Горбунова (Петербург), она пишет стихи-откровения, умеет вывернуть себя наизнанку и воскреснуть. Именно о том ее стихотворение “Некогда зернышком ячменным я поперхнулась…” В этом году Аллу Горбунову Юрий Кублановский назвал лауреатом. Справедливо!

В новой номинации “Литература духовного поиска” Валентин Непомнящий отдает лауреатство поэту, автору умных и звонких стихов Андрею Нитченко из Сыктывкара. Пушкинист восторженно прочитал одно стихотворение новичка, подчеркивая звонкие созвучия и аллитерации. Он сказал о Нитченко: “Это тот случай, когда у поэта есть не только прекрасные мысли и чувства, не только хорошая версификация, но есть еще и муза. Именно она, при всей моей любви к другим, шепнула мне на ухо: “Это он”. Действительно, у этого поэта есть свой звук, свой гул, из которого рождается словесное бытие”.

Новые лауреаты и финалисты пребывают в эйфории. Но им стоило бы внимательнее воспринять признание Андрея Нитченко: “Чтобы быть поколением, надо еще его заслужить”. Он убежден: “Каждый остается один на один с необходимостью самому вырастить себе позвоночник, самому формировать свою поэтику. Только это меня соблазняет и будет соблазнять”. С интересом ожидаем появления его стихов в печати.

Писатель Андрей Геласимов поддержал авторов “Малой прозы”: “У них заметно стремление к самоограничению, что приводит к увеличению смысла”. Лауреат-москвич Андрей Снигирев очень непосредствен, благодарит папу, что с колыбели приучил его к Лермонтову, и свою любимую, которая заставила его послать рассказы на “Дебют”. Он настроен наступательно: “Пусть литература забудет про псевдомодернизм и пойдет по реалистическому пути”.

Нашел своих лауреатов и Виктор Славкин среди драматургов, а Александр Адабашьян отыскал лучшую киноповесть.

В номинации “Крупная проза” председатель жюри Евгений Попов провозглашает победителем Дмитрия Фалеева с повестью “Холодное пиво в солнечный полдень”. Юноша из Иванова прислал свою вещь под псевдонимом “Город невест”. Теперь в “Дебюте” его называют лучшим женихом города невест.

Международный фонд “Поколение” совершает благородные поступки. Честь ему и хвала.






Партнеры