И на Марсе будут бабочки летать

К Красной планете отправится корабль-насекомое

15 декабря 2005 в 00:00, просмотров: 227

“Это будет бабочка, гигантская бабочка, взмахнувшая блестящими крыльями в направлении к Марсу”. Так аллегорически охарактеризовал на состоявшейся недавно в Институте космических исследований РАН конференции проект будущего марсианского корабля главный научный сотрудник РКК “Энергия” доктор технических наук Леонид Горшков.


И правда бабочка! Вот длинное “тельце” — основа корабля, а вот и “крылья” — солнечная батарея, состоящая из нескольких сотен взаимозаменяемых панелей. Это и есть не что иное, как российская концепция пилотируемых полетов на Марс. И именно “крылья бабочки” являются основным конструкторским решением, отличающим наш проект от множества других проектов марсианских кораблей.

Идея использовать для дальних полетов электрореактивные двигатели, работающие при помощи пленочных солнечных батарей, возникла еще лет 17 назад. Тяга создается за счет электромагнитного поля, которое выталкивает рабочее тело (например, жидкость или газ). Так сейчас выводятся на высокие орбиты только спутники-ретрансляторы.

А почему бы с таким двигателем не полететь на Марс? — задумались конструкторы из РКК “Энергия”. Это повысит надежность комплекса, ведь можно собрать “обойму” из нескольких двигателей с независимым энергоснабжением от разных участков солнечных батарей. Но самое главное — электрореактивная тяга позволит использовать корабль много раз.

Какой-то специальной ракеты-носителя для марсианской программы также не потребуется. Современная конфигурация комплекса позволяет использовать “Протон”, “Ариан-5”, “Дельту” и “Атлас”.

И вообще, как отметил Горшков, межпланетный орбитальный корабль будет чем-то напоминать существующую Международную космическую станцию. В нем два модуля — жилой и служебный. Жилой почти один в один повторяет служебный модуль МКС “Звезда”. Правда, “марсианский” в три раза тяжелее, весит 60 тонн. Для двухлетнего полета нужны большие резервы воды, пищи, кислорода. Комплекс будут поднимать на орбиту частями.

А как же с радиационной безопасностью? На высоте 340—400 километров, где летает сейчас МКС, еще существует защита от излучения за счет радиационного поля Земли. А выше, куда отправится марсианский пилотируемый корабль, с защитой полный швах.

— Я полагаю, — говорит Горшков, — что мы решили проблему радиационной безопасности за счет баков с рабочим телом, установленных снаружи орбитального корабля. Они и прикроют пилотов от воздействия радиации.

Кстати, немаловажен вопрос, сколько должно быть на марсианском корабле этих самых пилотов. Несмотря на то что большинство западных ученых вполне определенно представляют себе экипаж из 6 человек, наши пришли к выводу, что двое из них — лишние.

— Четыре человека — это самое оптимальное количество, — отметил Горшков. — Каждый из них будет иметь много специальностей и сможет в случае необходимости заменить товарища.

Сценарий полета предполагается классический, десантный. После выхода на околомарсианскую орбиту от комплекса отделится взлетно-посадочный корабль с несколькими членами экипажа. Отработав на поверхности Марса, они вновь вернутся в комплекс, пройдя через специальный тамбур для дезинфекции. Это мера предосторожности необходима, чтобы не прихватить марсианских микробов и неизвестные вирусы (что если жизнь на Марсе все же существует?). А уж далее по программе — полет к Земле.

При необходимом финансировании отечественные ракетостроители могли бы запустить марсианский комплекс уже к 2014 году. Но первый след на марсианском грунте человек оставит не так скоро. По словам Горшкова, прежде чем мы решимся высадить на Марс человека, взлетно-посадочный комплекс должен будет не один раз осуществить посадку и взлет с планеты в автоматическом режиме. Поэтому первые полеты к Марсу будут без посадки экипажа на его поверхность.




    Партнеры