Племя молодое, но знакомое

Андрей Талалаев: “Результат с нас будут спрашивать уже сейчас!”

Бывшее руководство РФС — а особенно президента Вячеслава Колоскова — в первую очередь обвиняли в развале детско-юношеского футбола. В этом видели одну из основных причин неудач сборной в последнее десятилетие. И вот, господа присяжные, лед тронулся — в структуре сборных команд грядет реконструкция. Революционными изменения назвать, конечно, нельзя (и вопросов пока больше, чем ответов), но признать их разумными можно вполне.


В отличие от тех же Колыванова, Чугайнова и Сабитова, Андрей Талалаев (кто забыл, кстати, — постоянный эксперт “МК”) в штабе юношеских сборных России — лицо новое. Посему его мы решили представить поподробнее.

— Первый вопрос сам собой напрашивается. И как это Талалаев пост главного тренера юношеской сборной России получил?

— Прежде всего, будучи игроком, я сам прошел все ступени футбольного развития: от детской школы до футболиста сборной России. Учился, совершенствовался, развивался и стремился к этой работе. Сейчас же благодаря новому подходу руководства РФС к организации футбола в стране выходит из моды назначение тренеров методом лоббирования и протекции — рассматриваются прежде всего твои профессиональные качества. Так, пройдя 3 месяца назад собеседование, я и был выбран из широкого круга специалистов, возглавив команду, собранную из ребят 1990 года рождения. Благо, что работа эта для меня не в новинку. Я несколько лет занимался с детьми в футбольной школе “Москвы” (тогда еще, правда, “Торпедо-ЗИЛ”), работал с молодыми игроками в “Спартаке” (Шишкин, Иванов, Ахмедов, Солосин, Торбинский)...

— Команда 1990 года… Что о ней можно сказать?

— Костяк сборной, сформированной моим предшественником Виктором Лосевым, составляют игроки тольяттинской “Лады”. Плюс это или минус — посмотрим. Я лично пока с ребятами из регионов знаком не очень хорошо — не то что с москвичами. В столице я многих начинающих футболистов знаю лично. У меня ведь сын играет за 93-й год, и я каждое воскресенье просматривал мальчишек всех возрастов в матчах первенства Москвы.

— Задача, стоящая перед вашей сборной?

— Удачно отыграть отборочный турнир чемпионата Европы, который пройдет в октябре в Тбилиси. В соперниках — Македония, Грузия и Германия. Дальше идут две команды.

— Какие цели лично вы преследуете в работе со сборной?

— Безусловно, добиться с этой командой достойного результата. Это во-первых. Как-никак честь России защищаем! Ну а во-вторых, хочу, чтобы ребята, прошедшие через институт сборных команд, выросли в достойных футболистов и играли в первой команде страны. Пусть это и звучит несколько банально — зато правильно.

— С какими-то проблемами уже столкнулись?

— О проблемах говорить рано. Во всяком случае, если рассматривать практическую сторону этого вопроса. Пока я не заметил какого-то постороннего вмешательства в свои тренерские дела, и уже один этот факт настраивает на позитивный лад. Что же касается теории… На данный момент есть определенные претензии (и не только у меня, кстати) к регламенту, регулирующему отъезд футболистов из клубов в сборные. Общие правила в данном вопросе, как мне кажется, — это полный маразм! Первая сборная и юношеские команды — это все-таки два разных понятия. Если в главную команду страны клуб может отпустить игрока — ну, например, за три дня до игры, то мне как тренеру юношеской сборной для подготовки требуются более длительные сроки.

— Условиями работы довольны?

— Всем понятно, что основная работа тренера — на поле. Это и построение коллектива, и воспитание у ребят духа победителей, и отработка тактических взаимодействий. Но все начинается с мелочей. РФС в данном отношении ведет серьезную работу. Как следствие — переезд спортивного департамента в новое, специально оборудованное здание плюс семинары для тренеров, стажировки (сейчас вот большая группа наших специалистов собирается в “Челси”)… В рамках строительства новой системы, что сейчас как раз и пытается претворить в жизнь Российский футбольный союз, реформация отдела сборных команд значится одним из первых пунктов.

— Не зря, значит, Мутко говорит: “Будем растить тренера сборной у себя, чтобы в перспективе было чем гордиться…”

— Думаю, так оно и есть. Не случайно ведь к молодым тренерам, работающим в РФС, довольно жестко предъявляется такое требование, как знание иностранного языка (прежде всего — английского). И потом еще, ты должен приходить сюда с желанием самосовершенствоваться, со своей концепцией, со своим видением футбола. С другой стороны, перспектива перспективой, но результат-то с нас будут спрашивать уже сейчас.

— Можно сказать, что вы все — Колыванов, Чугайнов, Сабитов, Савичев, Талалаев — работаете как единая команда?

— Безусловно. Я с первого дня это ощутил — коллеги могут и поддержать, и советом помочь, и подставить локоть в трудную минуту. Ребята подобрались приблизительно одного возраста, между нами хорошее взаимопонимание. Теперь даже шутка такая в ходу — дескать, в РФС две мафии в одну слились. Торпедовская (Савичев, Чугайнов, я) и динамовская (Сабитов, Колыванов, Лосев). (Улыбается.) С другой стороны — молодости свойственно ошибаться. Как раз для предупреждения возможных ошибок (вот чем хороша новая система!) у нас есть координатор Николай Георгиевич Смирнов, помогающий правильно организовать работу, и Юрий Михайлович Смирнов — начальник департамента юношеских сборных. Плюс Марк Александрович Годик, который занимается с молодыми специалистами совершенствованием тренерской методики. Научно-методический подход — это полностью его сфера. Сейчас, кстати, в РФС формируется новая комплексно-научная бригада. А то ведь мы на это дело практически десять лет рукой махали! В отличие, скажем, от тех же украинцев.

— С термином “новая волна”, касаемо молодых российских тренеров, согласны?

— В какой-то степени. Круг специалистов, которые только и делают, что меняют одну команду на другую, постепенно стал размыкаться. Приход Слуцкого в “Москву”, успехи Давыдова и Красножана — лишнее тому доказательство. Повторюсь: тренеров у нас начали оценивать по профессиональным качествам, и это не может не радовать.


Юрий СМИРНОВ, директор департамента юношеских сборных:

— Основная задача — обеспечить преемственность между юношескими сборными и первой командой страны. Как это будет выглядеть, говорить сегодня трудно. Но я вижу цепочку следующей: тренер “молодежки” Бородюк входит и в штаб первой сборной, ему, в свою очередь, помогают тренеры команд 87-го и 88-го гг. рождения Чугайнов и Сабитов...

Основные проблемы юношеских сборных таятся в регионах. Ну не можем мы, извините, выловить всех одаренных ребят. Из-за дальних расстояний не приезжают на соревнования команды из Владивостока, Сибири... А где еще просматривать молодежь? Или, бывает, команда приезжает, но она представляет не весь регион, а какой-то один клуб. Виталий Мутко обещал разобраться в этом вопросе и наладить постоянное финансирование региональных команд... Футболист формируется в возрасте от 7 до 14 лет, но в то время как нужно работать над физикой, техникой, наши ребята только играют по 50 матчей в год. И получается, что все умеют, но не до конца. Еще проблема: из клубов игроков не отпускают, ссылаясь на регламент УЕФА... Вот мы и получаем тревожные звоночки вроде ничьей команды Колыванова с Азербайджаном (а ведь по ходу матча и вовсе проигрывали). Складывается ситуация, что мы первый этап отбора с трудом проходим... А ведь в набат надо было бить раньше, когда прекрасная юношеская сборная, в которой Дмитрий Сычев в основу не попадал, умудрилась проиграть Литве и Кипру и не пройти дальше!

Что будет, если первую сборную возглавит иностранец? Да, он, конечно, сконцентрирует все внимание на главной команде, но и при этом, уверен, возможно найти оптимальную схему вертикали “юношеская национальная сборная”...

ИДУЩИЕ РЯДОМ

Итак, отныне общее руководство отделом сборных возложено на советника президента РФС Константина Сарсанию. Директором департамента назначен Юрий Смирнов, а координатором юношеских сборных — Николай Смирнов. Сборную 1987 года рождения возглавил Игорь Чугайнов, 1988-го — Равиль Сабитов, 1989-го — Игорь Колыванов, начата работа по формированию команды 1991 года, которую будет тренировать Николай Савичев.

В свете происходящих событий “МКФ” задал тренерам юношеских сборных 4 вопроса:

1. Как должно осуществляться сотрудничество между тренерами юношеских сборных и национальной?

2. Каково ваше отношение к тому, что национальную команду может возглавить иностранец?

3. Какова ваша основная тренерская задача: воспитать игроков для первой команды или добиться высоких спортивных результатов?

4. Чем был обусловлен срыв молодежки в Дании, возможно ли подобное в вашей команде?

Игорь ЧУГАЙНОВ:

1. Если мы говорим о том, что все сборные должны работать в одном русле, то контакт между тренерами, конечно, необходим. А как эта связь будет осуществляться — решать тому, кто займет должность главного тренера первой сборной.

2. Меня вовсе не смущает вариант, при котором главным тренером национальной команды станет иностранец. Если этот человек настоящий профессионал, думаю, не будет никаких проблем.

3. Ну, основная задача, несомненно, подготовить как можно больше игроков для первой сборной. В юношеских командах ребята накапливают бесценный опыт, принимая участие в международных соревнованиях. Хорошо, если все это сопряжено и с какими-то победами, но главное — опыт, который в будущем поможет им заиграть на самом высоком уровне.

4. Подобные случаи не стоит обобщать, а рассматривать их отдельно. Всякое в жизни может случиться. Но надо, наверное, с игроками больше общаться, профилактические меры проводить.

Николай САВИЧЕВ:

1. Мне кажется, что в первую очередь в постоянном контакте должны находиться тренеры главной и молодежной сборных. И тренировочный процесс в молодежке должен быть таким же, как и в первой команде, и тактические схемы схожими. Чтобы игроки, переходя в национальную сборную, были готовы к требованиям тренера. И в юношеских сборных должна быть общая линия.

2. Если он хочет играть в футбол, который будет приносить результат, почему бы нет. Что, мы ему палки в колеса ставить будем? Конечно, какие-то сложности будут. Тренеру, не говорящему с игроками на одном языке, вообще непросто придется. Не знаю, как он будет до футболистов доносить свои идеи, требования. Переводчик в этой ситуации полностью все передать не сможет. У тренеров-иностранцев в России (ну, может, за исключением Петржелы) карьера не заладилась. Работа в сборной — особая профессия, здесь нельзя кого-то докупить за границей, да и игроков видишь в лучшем случае за 5 дней до матча. И Семин об этом говорил — не смог Юрий Павлович в этот ритм попасть.

3. Главное — вырастить игрока для первой сборной. Не просто футболиста — звезду мирового класса. К этому, по-моему, стремится каждый тренер. Разве не приятно, когда говорят, что ты воспитал Шевченко, например? Конечно, здесь многое от ребят зависит. Надо, чтоб глаза у них горели. Только в этом случае мы можем помочь им достичь высот.

4. Как мне видится со стороны, это общая вина и игроков, и тренерского штаба. Может, перекачка какая-то была. А может, некоторые люди, которые уже чего-то как футболисты достигли, почувствовали некую расслабленность. Почему они так не поступают в первой сборной? Наверное, там просто есть более авторитетные товарищи, а здесь они решили, что им все дозволено. Тренеры же за 2—3 дня до игры могли предусмотреть подобный вариант событий. Что не все будет складываться по нашему сценарию, что будет много единоборств. А во время матча изменить подобную ситуацию практически невозможно. Но отрицательный опыт — тоже опыт. В своей команде на этом примере будем объяснять ребятам, к чему это может привести. Ведь, к примеру, 5-матчевая дисквалификация означает для игрока пропущенный год в сборной. Да и уважение к себе вернуть непросто будет.

Игорь КОЛЫВАНОВ:

1. У тренера национальной команды совсем иной уровень и задачи, чем у нас. Нельзя от него требовать следить за всеми сборными. Максимум — следить за молодежкой, тренер которой и должен следить за игроками юношеских команд.

2. Считаю, что в России достаточно квалифицированных специалистов, чтобы обойтись без приглашения иностранца.

3. В первую очередь важны сегодняшние результаты. Без побед сегодня их не будет завтра. Психология победителей формируется. Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы сегодняшние юниоры вырастали до уровня игроков национальной сборной. Юношеские сборные, если не ошибаюсь, ни разу не выходили в финальные стадии международных соревнований. У моей команды сейчас неплохой шанс, хотя соперники у нас очень серьезные. Но ничего, поборемся.

4. Не хотелось бы рассуждать на эту тему. В моей команде, думаю, подобное невозможно.

Равиль САБИТОВ:

1. В управлении сборными необходимо выстроить пирамиду, во главе которой должен стоять тренер национальной команды. Он законодатель моды в российском футболе и определяет тактический рисунок, координирует работу всех сборных.

2. Иностранца можно попробовать. Необходимы изменения — это очевидно. Рано или поздно к этому все равно придем. Конечно, это должен быть отличный тактик, человек, досконально знающий современный футбол. Но вот только трудно ему будет наладить контакт с игроками. Ни один иностранец не прижился в российских клубах, так и не поняв менталитет наших игроков. Да и без знания языка сложно донести до футболистов свои идеи. Вот если этот специалист поработает в России несколько лет, тогда у него и может что-нибудь получиться. Идеальной кандидатурой считаю Бородюка. Его авторитет в сборной не вызывает сомнения. Он в свое время поиграл за границей, впитал в себя все лучшее из европейского футбола. Как тренер работал с такими большими специалистами, как Газзаев, Ярцев, Семин. Отличный тактик и теоретик. И самое главное — игроки его уважают. А когда футболисты выходят играть не только за страну и за себя, но и за тренера — очень важный аспект.

3. Любой тренер — максималист и выигрывать хочет всегда. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Победа как наркотик: один раз попробуешь — и никогда не забудешь этот вкус. Так что глобальная задача — выиграть чемпионат мира или Европы. Ну и, конечно, игроков отыскать, вызвать в сборную, воспитать. А если будут победы, то и футболисты быстрее расти будут.

4. Неприятная ситуация, но, считаю, это просто стечение обстоятельств. Ведь наши ребята никого не хотели обидеть или оскорбить. Они высказали свое недовольство ирландскому арбитру. Надеюсь, подобное больше никогда не повторится: наглядный пример (а ребята за этот матч наверняка получат приличные дисквалификации) перед глазами.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру