Джин из банки

Страну захлестнул слабоалкогольный бум

Время, когда коктейли продавались лишь в ресторанах да ночных клубах, прошло. Теперь — заходи в любой магазин и выбирай из череды разноцветных баночек — вот вам и вся премудрость. Производство коктейлей “два в одном” — спирт и сок — уже лет десять как поставлено на поток. Как и из чего делают любимые напитки российской молодежи, на что надо обращать внимание, покупая их, узнали корреспонденты “МК”.

Кто спирту товарищ?

Знакомство россиян с алкогольными банками началось с царствовавшего на полках магазинов в середине 90-х джин-тоника.

Впрочем, патриотизм взял верх, и заморский напиток отступил (правда, оставив под собой треть рынка). В алюминиевые банки устремился поток водки (а точнее — спирта) в сочетании с фруктовыми, в том числе цитрусовыми (апельсиновым, грейпфрутовым и лимонным), соками.

Справедливости ради надо отметить, что в начале шествия по нашей стране “разноцветная шипучка” наталкивалась на целую стену непонимания со стороны медиков. Те с пеной у рта доказывали, что “настоящего” в коктейлях разве что спирт. А все остальное — голимая химия. Однако коктейли меняют искусственные компоненты на натуральные, а эксперты — гнев на милость. “Травиться там нечем. Спирт — он и в Африке спирт. Конечно, если выпить много — отравишься. Так это касается любого спиртного”, — сказали “МК” в НИИ здоровья.

Главное, смотреть не только на цену (а она, как показывает практика, всегда доступна), но и на состав.

Как первое зависит от второго, корреспонденты “МК” спросили у специалиста.

ЕЛЕНА КОЗИНЕР, ДИРЕКТОР ПО КАЧЕСТВУ КОМПАНИИ “ХЭППИЛЭНД”, которая является крупнейшим производителем слабоалкогольной продукции:

— Традиционно слабоалкогольные коктейли готовят на основе этилового пищевого спирта. Он бывает трех сортов: “люкс”, “экстра” и “высшей очистки”. Самый дорогой — “люкс”. Самый дешевый — “высшей очистки”. Однако не только качество спирта влияет на стоимость коктейля. Если говорить о добросовестных производителях, то на цену их напитков помимо алкогольной основы влияет количественное содержание натуральных компонентов (соков, экстрактов и пр.) и не в последнюю очередь гарантия качества производимого продукта в целом. Кроме этого следует учитывать, что спирт — подакцизный товар, и чем выше процентное содержание алкоголя в коктейле, тем больше акциз. Естественно, это тоже сказывается на цене готового продукта.

Что с чем мешаем

“Последний писк” коктейльной моды — добавление в рецептуру соковых компонентов. Покупается концентрат сока (такой же, что и для производства обычных соков в пакетах) и в определенных долях добавляется в напиток. Так появляются довольно дорогие коктейли — с добавлением сока дыни, груши или граната.

— Слабоалкогольные коктейли с натуральным соком “ХЭППИЛЭНД” начал выпускать первым в 2002 году. Тогда мы запустили серию “Трофи”, которая очень быстро стала одним из лидеров продаж. Сегодня в ассортименте этой серии коктейли со вкусом манго, фейхоа, граната и другие. Натуральный сок содержится также в “Казанове” и “Нирване”, — говорит Елена Герасимовская из компании “Хэппилэнд”.

А теперь о консервантах, ароматизаторах, стабилизаторах и красителях. “Ничего страшного и ужасного в их использовании нет, — говорит Елена Козинер. — Консерванты прочно вошли в нашу жизнь. Они применяются практически во всех группах продуктов: соках, молочных изделиях, сырах, мясо- и рыбопродуктах, кондитерских изделиях и т.д. Если в напитке используются натуральные компоненты, его нужно пастеризовать или добавлять консервант. Потому что натуральные компоненты могут вступить в реакцию со своими “соседями”.

О чем расскажет этикетка?

Срок хранения коктейля в банке около 12 месяцев. По словам специалистов, на банке обязательно должна быть указана и другая информация: наименование, состав (компоненты, расположенные в порядке убывания), производитель, его адрес, телефоны, объем и крепость, условия хранения и срок годности, возможен ли в коктейле осадок (не надо этого пугаться — у натуральных компонентов может быть осадок), какие комплексы витаминов добавлены, тонизирующие добавки (скажем, экстракт матэ, который содержится в популярном коктейле Jaguar, — натуральная и абсолютно безвредная тонизирующая добавка), знак соответствия (сертификация). На энергетических (тонизирующих) напитках также должны быть указаны противопоказания.

Какая тара нам нужна

Более 80% коктейлей сейчас разливаются в алюминиевые банки. Однако многие эксперты предрекают нам в скором времени “стеклянный бум”. Но потребители этих слабоалкогольных напитков давно заметили, что коктейли в стекле ощутимо дороже баночных. Означает ли это, что нас ждет подорожание?

— Действительно, производство коктейлей в стеклянной таре развивается довольно бурно, — говорит Елена Герасимовская. — Если в начале года доля слабоалкогольных напитков в стеклянной упаковке на рынке слабоалкогольных напитков составляла 3,5%, то в конце этого года — уже 7%. Но, по нашим прогнозам, даже если этот сегмент будет развиваться так же бурно, в следующем году доля слабоалкогольных напитков в стекле не превысит 15%.

И хотя алюминиевая банка пока продолжает оставаться основной тарой для слабоалкогольных коктейлей, у потребителя появляется больше возможностей для выбора. А это самое главное.


Пастеризация — это нагрев жидкости до определенной температуры с заданной выдержкой. Но пастеризовать напиток не всегда возможно: как любая термообработка, она может убить живые компоненты продукта. Например, витамины. Или повлиять на его внешний вид и вкус. Поэтому вид “фиксатора” напрямую зависит от рецепта. В слабоалкогольные коктейли, как правило, добавляют консервант, который убивает микроорганизмы. А безалкогольные обычно пастеризуют.

Стабилизатор же нужен, чтобы сохранить внешний вид напитка, скажем, для того, чтобы не выпадал осадок. Очень часто консервант одновременно является и стабилизатором.


Не рекомендуется: лицам в возрасте до 18 лет, беременным и кормящим матерям, лицам пожилого возраста, а также лицам, страдающим повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру