Спешите видеть, дорогие москвичи и гости столицы! Во-первых, вам всего несколько дней осталось смотреть на московские пробки свысока — с пешеходного моста через Садовое на Кудринской площади. В воскресенье здесь откроют (если примет комиссия) подземный переход, а мост демонтируют. Во-вторых, сейчас каждый любитель старины может лицезреть фундамент знаменитой Сухаревой башни, случайно отрытый при строительстве подземного перехода на Сухаревской площади. Но — обо всем по порядку.
Еще недавно на Кудринской каждые 15 минут повторялся смертельный аттракцион: когда толпа пешеходов, ждущих “зеленого человечка”, уже не помещалась на тротуаре, люди шли по “зебре” наперерез потоку машин. О строительстве подземного перехода судили-рядили много лет, пока (по слухам) мэр Лужков не стукнул кулаком по столу. И тогда за одну сентябрьскую ночь 2004 года дорожники закрыли “зебру”, воздвигли мост над кольцом и начали рыть...
— Переход уже практически готов, остались отделочные работы на одном из лестничных сходов, — говорит нам начальник участка Вячеслав Шевченко. И в подтверждение своих слов ведет на мини-экскурсию. Переход прорыт не под бывшей “зеброй”, а ближе к зоопарку. Ничего особенного в нем нет — светлая плитка, мягкое освещение, два входа-выхода с каждой стороны кольца. Правда, лестница №4 (та, которую осталось доделать) уходит немного вбок. Это сделано с хитрым расчетом: через несколько лет отсюда возьмет начало Звенигородский проспект, который можно будет перейти по этому же переходу. Строители также забетонировали перекрытия для будущего тоннеля под Кудринской площадью, в который в будущем уйдет Садовое кольцо (начало проектирования намечено на 2010 год).
Другой важнейший подземный переход на Садовом — под Сухаревской площадью — построят хорошо если через год. Причина “долгостроя” довольно веская. Пройдя под землей примерно треть расстояния, строители уперлись в фундамент Сухаревой башни, и работы пришлось прекратить на месяц. Нельзя сказать, что остов знаменитого здания, снесенного в 1930-х годах, стал полной неожиданностью. Ученые знали о его существовании, но не было точно известно, где именно он находится и насколько большой. Во время рытья перехода на стройке постоянно присутствовал наблюдатель от археологов, и как только рабочие уперлись в камень, была дана команда “стоп”. Дальше ученые аккуратно работали лопатами.
— Только на днях мы закончили раскопки, — говорит главный археолог Москвы Александр Векслер, — и теперь строительные работы могут быть продолжены.
Кстати, это место считается чуть ли не самым мистическим в Москве. Сухарева башня была построена в конце XVII века под личным патронатом Петра I, и здесь жил и работал соратник Петра, “маг и чернокнижник” Яков Брюс. По легендам, современников Брюса пугали “железные птицы с человеческими головами”, вылетавшие из окон Сухаревой башни (скорее всего, Брюс проводил опыты по созданию летательных аппаратов). Говорят также, что его призрак после смерти поселился в башне. Диггеры любят рассказывать, что больше всего привидений встречается именно под Сухаревкой...
Но — вернемся в настоящее время. Старинные руины пока может увидеть, потрогать и сфотографировать любой желающий. Длина отрытого фундамента — 25 метров, ширина — 10. Поскольку переход упирается прямо в историческое основание, его придется загибать либо влево, либо вправо — так, чтобы он прошел под одной из арок бывшей Сухаревой башни, где нет ценного фундамента. Но уникальность этого перехода не только в том, что он выйдет зигзагом. Одну из стен “подземки” хотят сделать стеклянной — за ней пешеходы смогут увидеть останки Сухаревой башни.
Кстати, одно время городские власти всерьез обсуждали вопрос восстановления Сухаревой башни посреди Садового кольца. Предлагались разные варианты: реконструировать ее либо возвести в виде башни торговый центр. Но поскольку тогда Садовое кольцо сужалось бы вдвое, от грандиозного проекта отказались. И еще. Скорее всего, из-за исторической ценности башенного фундамента так никогда и не будет построен тоннель под Сухаревской площадью (в Генплане его открытие заложено на 2020 год). Окончательная судьба транспортного узла станет ясна на одном из ближайших заседаний градостроительного совета Москвы при мэре.