Отрытие века

Сухареву башню достанут из-под земли

Спешите видеть, дорогие москвичи и гости столицы! Во-первых, вам всего несколько дней осталось смотреть на московские пробки свысока — с пешеходного моста через Садовое на Кудринской площади. В воскресенье здесь откроют (если примет комиссия) подземный переход, а мост демонтируют. Во-вторых, сейчас каждый любитель старины может лицезреть фундамент знаменитой Сухаревой башни, случайно отрытый при строительстве подземного перехода на Сухаревской площади. Но — обо всем по порядку.

Еще недавно на Кудринской каждые 15 минут повторялся смертельный аттракцион: когда толпа пешеходов, ждущих “зеленого человечка”, уже не помещалась на тротуаре, люди шли по “зебре” наперерез потоку машин. О строительстве подземного перехода судили-рядили много лет, пока (по слухам) мэр Лужков не стукнул кулаком по столу. И тогда за одну сентябрьскую ночь 2004 года дорожники закрыли “зебру”, воздвигли мост над кольцом и начали рыть...

— Переход уже практически готов, остались отделочные работы на одном из лестничных сходов, — говорит нам начальник участка Вячеслав Шевченко. И в подтверждение своих слов ведет на мини-экскурсию. Переход прорыт не под бывшей “зеброй”, а ближе к зоопарку. Ничего особенного в нем нет — светлая плитка, мягкое освещение, два входа-выхода с каждой стороны кольца. Правда, лестница №4 (та, которую осталось доделать) уходит немного вбок. Это сделано с хитрым расчетом: через несколько лет отсюда возьмет начало Звенигородский проспект, который можно будет перейти по этому же переходу. Строители также забетонировали перекрытия для будущего тоннеля под Кудринской площадью, в который в будущем уйдет Садовое кольцо (начало проектирования намечено на 2010 год).

Другой важнейший подземный переход на Садовом — под Сухаревской площадью — построят хорошо если через год. Причина “долгостроя” довольно веская. Пройдя под землей примерно треть расстояния, строители уперлись в фундамент Сухаревой башни, и работы пришлось прекратить на месяц. Нельзя сказать, что остов знаменитого здания, снесенного в 1930-х годах, стал полной неожиданностью. Ученые знали о его существовании, но не было точно известно, где именно он находится и насколько большой. Во время рытья перехода на стройке постоянно присутствовал наблюдатель от археологов, и как только рабочие уперлись в камень, была дана команда “стоп”. Дальше ученые аккуратно работали лопатами.

— Только на днях мы закончили раскопки, — говорит главный археолог Москвы Александр Векслер, — и теперь строительные работы могут быть продолжены.

Кстати, это место считается чуть ли не самым мистическим в Москве. Сухарева башня была построена в конце XVII века под личным патронатом Петра I, и здесь жил и работал соратник Петра, “маг и чернокнижник” Яков Брюс. По легендам, современников Брюса пугали “железные птицы с человеческими головами”, вылетавшие из окон Сухаревой башни (скорее всего, Брюс проводил опыты по созданию летательных аппаратов). Говорят также, что его призрак после смерти поселился в башне. Диггеры любят рассказывать, что больше всего привидений встречается именно под Сухаревкой...

Но — вернемся в настоящее время. Старинные руины пока может увидеть, потрогать и сфотографировать любой желающий. Длина отрытого фундамента — 25 метров, ширина — 10. Поскольку переход упирается прямо в историческое основание, его придется загибать либо влево, либо вправо — так, чтобы он прошел под одной из арок бывшей Сухаревой башни, где нет ценного фундамента. Но уникальность этого перехода не только в том, что он выйдет зигзагом. Одну из стен “подземки” хотят сделать стеклянной — за ней пешеходы смогут увидеть останки Сухаревой башни.

Кстати, одно время городские власти всерьез обсуждали вопрос восстановления Сухаревой башни посреди Садового кольца. Предлагались разные варианты: реконструировать ее либо возвести в виде башни торговый центр. Но поскольку тогда Садовое кольцо сужалось бы вдвое, от грандиозного проекта отказались. И еще. Скорее всего, из-за исторической ценности башенного фундамента так никогда и не будет построен тоннель под Сухаревской площадью (в Генплане его открытие заложено на 2020 год). Окончательная судьба транспортного узла станет ясна на одном из ближайших заседаний градостроительного совета Москвы при мэре.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру