Сталин вернулся

Осетины почли за честь поставить бюст “отца народов”

Новость, пришедшая вчера из Северной Осетии, заставила многих усомниться в том, какой нынче год и какой век на дворе. В честь 126-й годовщины со дня рождения Сталина его бюст установили в райцентре Дигора. На центральной улице городка — улице... Сталина.


— Я занимаю пост главы администрации района вот уже три года и могу сказать, что эта улица была названа еще раньше — лет пять назад, — рассказывает “МК” глава Дигорского района Ахсар Гулаев.

— А установка памятника вождю — ваша идея?

— Нет, это инициатива общественности. Было обращение большой группы граждан — членов КПРФ, пенсионеров, ветеранов войны. У нас демократия, зачем им препятствовать? Бронзовый бюст на пятиметровом постаменте был открыт в среду в полдень. Автор работы — Михаил Дзбоев, известный осетинский скульптор, уроженец Дигорского района.

— Но почему в Дигоре решили увековечить именно Сталина?

— Наш город издавна называли “революционной Дигорой”, здесь зародилось большевистское движение Осетии. В годы войны отсюда многие уходили на фронт и проявляли там доблесть. Можно вспомнить, что Северная Осетия дала самое большое число Героев Советского Союза. И для большинства этих людей имя Сталина значит очень многое...

Официально инициатором установки памятника Иосифу Виссарионовичу выступила североосетинская республиканская организация КПРФ. Кстати, в день рождения вождя их дагестанские единомышленники открыли в Махачкале музей Сталина.

Но осетинские коммунисты считают, что с товарищем Сталиным их связывает не только идейное родство. Ведь осетины считают его своим соплеменником по отцу. Считается, что один дед будущего советского вождя — Иуане (Иван) Дзугаев, переселился в южноосетинское село Диди-Лило, где и стал отцом троих детей — в том числе Бесо (Виссариона). Отец Сталина был записан в грузинских церковноприходских книгах под фамилией с грузинским окончанием — Дзугашвили, в которой впоследствии заменили одну букву. Осетинские исследователи полагают, что, выбирая псевдоним, Иосиф Джугашвили ориентировался не только на русское слово “сталь”, но и на осетинское “стъалы” — “звезда”.

Кстати, бюст в Дигоре не единственный памятник одному из наиболее одиозных диктаторов XX века, находящийся на территории республики. С 50-х годов скульптура вождя стояла в Фиардонском ущелье, а несколько лет назад памятники Сталину были установлены в райцентре Алагир и в Беслане.

Только в уходящем году монументальный Иосиф Виссарионович вернулся в Красноярск, якутский город Мирный и Ишим.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру