Стенограмма пресс-конференции в «МК»

министра Правительства Москвы, руководителя Департамента имущества Владимира Силкина

27 декабря 2005 в 00:00, просмотров: 180

21 декабря 2005 г., 11.00


Ведущий пресс-конференции – Петр Маркович Спектор – первый заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец».


Спектор: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги. С наступающим всех Новым годом. Наш сегодняшний гость — министр правительства Москвы, руководитель Департамента имущества Владимир Николаевич Силкин. Владимир Николаевич, огромное спасибо, что несмотря на сложные погодные условия, вы все-таки пробились через снегопад и приехали в “МК”. Я думаю, что мы сегодня поговорим и об итогах уходящего года и о перспективах на будущий. Поле деятельности у вас гигантское, вам слово, а потом вопросы наших коллег. Пожалуйста, Владимир Николаевич.

Силкин: Я скажу несколько слов об итогах года. С точки зрения финансовой, Департамент имущества выполнил годовой план 23 ноября, продав гостиницу “Украина”. Но, если говорить в целом, то год для Департамента, который отвечает за неналоговые доходы вполне удачный. Потому что при условленном бюджетом плане в 20 млрд. рублей, я думаю, что мы перевыполним этот план где-то на 5 млрд. Это, в первую очередь, благодаря тому, что мы продали достаточно успешно пакет акций гостиницы “Украина”. Но и по остальным показателям мы неплохо сработали, и план по аренде выполнен фактически уже сейчас. Я хотел бы сказать, что неналоговые доходы — это доходность бюджета и все вы знаете, что почти половина доходов бюджета идет на социальную сферу — это и зарплата, и другие социальные проекты.

Если говорить об арендной плате, то половина арендной платы идет в целевые бюджетные фонды развития территории префектур и идет на самые неотложные нужды, которые необходимы для жителей. Это для нас было весьма важно, чтобы мы этот план выполнили и обеспечили префектуры финансовыми ресурсами для выполнения неотложных задач.

Мы неплохо сработали и по дивидендам. То есть, если мы ежегодно собирали в прошлые годы 200-300 миллионов, то в этом году, благодаря жесткой политике города, как собственника, город получил 900 миллионов рублей дивидендов. И по отчислениям от чистой прибыли мы также план перевыполнили, т. е. это говорит о том, что идет планомерная системная работа по улучшению администрирования неналоговыми доходами, за которые отвечает Департамент имущества.

Мы считаем, что главная задача Департамента, во-первых, выстроить и как стратегию, и как общую политику, которая должна быть понятна всем участникам рынка. Она должна быть прогнозируемая, предсказуемая и должна быть хотя бы обозначена на трехлетнюю перспективу. Мы трехлетнюю перспективу в ряде постановлений правительства прописали. Если говорить об арендных платежах, то мы сказали об этом, что мы в течение трех лет выйдем на рыночные ставки, при сохранении поддержки приоритетных видов деятельности, которые определяет город. Для этих приоритетных видов деятельности мы сохраняем поддержку в виде льготных ставок арендной платы.

Плюс ряд решений мы приняли, которые ужесточают финансовую политику. Мы жестко будем вести себя по отношению к недобросовестным арендаторам, которые нарушают правила, установленные городом. И будем с ними расставаться. А добросовестные будут пользоваться помещениями, которые город предоставляет. Это касается и малого бизнеса и всех остальных видов.

В этом году мы впервые использовали такой инструмент как проведение аукционов по ставке арендной платы. Мы за год выставили почти 60 тысяч квадратных метров площадей на эти аукционы. Причем одна четверть из них - это были специализированные аукционы для малого бизнеса. И мы считаем, что эта практика достаточно успешна. Как минимум, было четыре претендента - превышение почти в два раза. После года торгов рыночная ставка арендной платы для помещений класса “С” — 240 долларов за квадратный метр. Есть хорошие помещения. В Северном округе мы проводим аукционы поставки арендной платы для новостроек, там средняя ставка 500 долларов за квадратный метр. В целом система выстроена и по отношению с арендаторами. Наша политика понятна, мы ее неоднократно заявляли по акционерным обществам и по приватизации. Город должен уходить из секторов рынка, где есть конкуренция. Мы должны передавать это в частные руки. Трехлетняя программа принята. Мы ее будем поддерживать. И город должен оставаться в тех секторах, которые необходимы для жизнеобеспечения деятельности города, для создания инфраструктурных проектов. Вот коротко об итогах года, мы считаем, что они достаточно неплохие.

Вопрос журналиста: Какие изменения произошли в арендных отношениях с малым бизнесом?

Силкин: Для того, чтобы обеспечить плавный переход, мы определили такую политику. По действующим договорам, которые не закончились, сохраняется прежняя система поддержки. Ничего не меняется, за исключением того, что мы переходим на рыночные ставки. Соответственно каждый год, вот уже в следующим году на 30% увеличится, на следующий еще на 30% и дальше на 20%. Тогда мы выйдем на средне-рыночные ставки в 2008 году. При этом для малого бизнеса коэффициент 0,5. Это по действующим договорам. Сейчас вышло соответствующее дополнение к постановлению, где написано, что для малого бизнеса: первый год ставка — 0,5, второй год — 0,65 и третий год — 0,75. Больше 0,75 ставки не будет от рыночной. При этом вводятся отдельные приоритетные виды деятельности. Например, для ремесленничества эта ставка будет 30% всегда. Для бытового обслуживания она будет минимальной. Мы договорились о чем. Есть малый бизнес, а есть приоритетные виды малого бизнеса, которые требуют большей поддержки. Мы считаем, что для магазинов, которые торгуют спиртными напитками, поддержки не нужно, кроме того, что ставка будет 0,75. Для остальных видов — это бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание, это в первую очередь, такие не очень конкурентные виды как ремонт обуви, ремонт одежды, парикмахерские и т. д. Вот для них будет более льготные ставки и мы будем каждый год постановлением правительства расширять этот перечень, если будет необходимость. Хотим мы помочь создать систему магазинов шаговой доступности, мы будем эту категорию вводить. Предлагается более гибкая система.

Вопрос журналиста: У меня вопрос по рейдерам. Что вам известно на сегодня о ситуации по захвату рыбного комбината «Меридиан»? Какая работа ведется с вашей стороны по предотвращению случаев захвата недвижимости рейдерами?

В.Н. Силкин: У нас по рыбокомбинату есть предварительная информация, пока еще серьезной угрозы нет. Хотя и об этом говорил Александр Борисович Корсак, у нас ситуация несколько улучшилась в этом отношении. Но, к сожалению, существующее законодательство, оно позволяет использовать разные схемы рейдеров. Начиная от чисто мошеннических схем, кончая схемами, которые они используют, пользуясь пробелами в законодательстве. Мы фактически все знаем, кто этим занимается. Управление экономической безопасности мониторит ситуацию. Мы считаем, что бороться с ними нужно по нескольким аспектам. Во-первых, ужесточение законодательства, в том числе и уголовного. Во-вторых, мониторинг ситуации, это касается наших акционерных обществ, либо ГУПов. Мы должны ситуацией владеть ежемесячно с точки зрения, что происходит на предприятии. И третье, мы их тоже применяем на самом деле. Мы используем наши возможности и подключаем и прокуратуру, по необходимости подключаем правоохранительные органы и другие организации для того, чтобы защитить нашу собственность. Это такая комплексная задача. Мы только что отбили атаку на западный порт. Буквально месяц назад, но мы использовали все возможности и правоохранительные, и наши, и финансовые для того, чтобы отбить атаку, которую один из рейдеров пытался совершить и захватить западный порт. Это комплексная сложная задача. На “Меридиане” ситуация не настолько угрожающая, чтобы ее сейчас комментировать. Я думаю, что мы эту ситуацию решим.

Вопрос журналиста: Какие изменения были внесены в перечень видов использования жилых помещений в новом документе, который был принят летом?

Силкин: Ну, если посмотреть, вы увидите, что почти никаких изменений нет. Единственное, тот документ, который вышел летом, он говорил о среднесрочной трехлетней программе, по действующим договорам. Здесь мы вводим отдельно перечень льготных категорий по вновь заключаемым договорам. Если посмотреть по перечню льготных категорий, он не уменьшился, т. е. мы фактически категории эти сохранили, большого отличия нет. Единственное, если вы заметили, там идет льгота от рыночной ставки. Если у нас в старых действующих договорах эта льгота от расчетной ставки, расчетная ставка на самом деле ниже где-то раза в два, чем рыночная. Это один из этапов плавного перехода к рынку. Старая методика действует, мы никаких изменений по старым договорам вносить не будем, т. е. мы политику сохраняем стабильности; по новым договорам, если раньше все вновь заключаемые договора были только по рыночной ставке, не важно льготник или не льготник, то мы сейчас ввели понятие, что по вновь заключаемым договорам - понятие льготных категорий. Мы этим постановлением вводим это понятие. У нас все помещения категории С, к сожалению, или к счастью — не знаю, за годы приватизации все хорошие помещения были куплены и они сейчас находятся в частных руках. Поэтому у города либо старый фонд — подвалы, на окраинах первые этажи, и то, что мы вводим вновь. Фактически это категория С. Город не считает необходимым строить категорию А и В, мы считаем, это частный бизнес, нам важно иметь категорию С именно в основном для создания мест для малого бизнеса.

Вопрос журналиста: Прокомментируйте ситуацию о фактах массовой продажи помещений на Фрунзенской набережной, Большой Ордынке и в районе Полянки по поддельным документам в обход Департамента имущества? Что это была за схема и какие еще адреса вам известны? Какие меры будут приняты по возврату этих помещений?

Силкин: По тем адресам, которые вы назвали, действительно, эта схема использовалась. Я думаю, таких адресов больше 2-3 десятков. Мы узнаем об этой схеме, к сожалению, когда реализуем инвестиционный контракт. Начинаем регистрировать право собственности инвестора и города во вновь реконструируемом объекте, да? Приходим, оказывается это здание находится в собственности офшорной фирмы. Схема очень простая. Берется поддельный договор купли-продажи, с фондом имущества, либо с ГУПом 1993-94 года. С этим поддельным договором приходят в федеральную службу регистрации, приносят поддельные документы. На основании этих поддельных документов федеральная служба регистрации регистрирует переход права собственности, после этого идет двойная-тройная продажа, появляется добросовестный собственник, и мы становимся перед фактом — чисто мошенническим захватом городской собственности. Мы по Б. Полянке там помещений на 6 тыс. кв. метров — мы об этом узнали в прошлом году, первый был факт. Подключили прокуратуру, ФСБ. Проработав всю схему, поняв где и как она работает, мы сейчас заключили соглашение со службой регистрации, по которому по любой сделке, которая приходит к ним на регистрацию, если речь идет о продаже городской собственности, они делают нам официальный запрос был ли такой договор купли-продажи. Мы даем официальный ответ. Мы пытаемся с этой схемой бороться. Схема, к сожалению, есть, и есть еще субъективная часть, о ней нельзя не сказать. Особенно это происходило в период перерегистрации федеральной службы, когда одно учреждение ликвидировалось, а другое создавалось. И вот в этот период — конец 2004 — начало 2005 года происходили массовые случаи мошенничества. Я могу с уверенностью сказать, не без помощи регистраторов, которые работали в этой системе. Но надо сказать еще одну вещь, которая нас очень сильно беспокоит, и об этом Юрий Михайлович Георгию Сергеевичу Полтавченко говорил, и сейчас, наверное, будет соответствующее обращение и в Госдуму, и к Фрадкову - вообще о системе регистрации. С одной стороны, Госдума приняла решение по установлению максимальной планки госпошлины на регистрацию прав, а это стоит 7,5 тыс. рублей. Вот если город регистрирует свою собственность, нам ежегодно нужно, в федеральный бюджет, фактически, оплатить порядка 300 млн. рублей. Но по нашей оценке эта плата существенно повысила порог вообще ввода в оборот недвижимого имущества и земли. Вот мы были, в Ярославской области в прошлую субботу был и Георгий Сергеевич, был и Юрий Михайлович, и мы обсуждали проблемы — малый бизнес. Сельхозпроизводители говорят, мы не можем зарегистрировать ничего, потому что там хозяйство у них, туалет — 7,5 тыс. рублей, сарай какой-то — 7,5 тыс. рублей. У нас нет таких денег. Соответственно, не могут ввести в оборот, не могут взять кредиты, и вот эта фискальная система, которая создана государством, дополнительное налогообложение, она ударила очень больно и по малому бизнесу, и по сельхозпроизводителям. Поэтому Юрий Михайлович дал поручение, и мы готовим такое обращение о том, чтобы снизить существенно этот порог.

Мы судимся, судебная перспектива есть, т. к. сделка совершена мошенническим путем. Возбуждены уголовные дела по всем случаям, мы будем отсуживать и будем возвращать все эти строения в городскую собственность.

Вопрос журналиста: Прокомментируйте слова Анатолия Чубайса о возможных отключениях электричества в продолжительные низкотемпературные периоды погодных условий? В чем здесь заключается основная проблема по вашему мнению?

Силкин: Ну, на эту тему очень много было сказано. Проблема действительно существует. В чем заключается проблема — в том, что вся установленная мощность, которую потребляет Москва, как мегаполис, составляет 15300 мега Ватт. Из них 2800 мега ватт берем с рынка дополнительно. Причем чтобы понять темпы развития энергосистемы, можно назвать только одну цифру. За 10 лет, когда командовал господин Евстафьев «Мосэнерго», было введено мощностей 300 мега ватт. Вот 15 тыс. 300 было построено в годы советской власти, и за 10 лет 300 мега Ватт. Можно оценить динамику, какая она? Экономика города растет, мэр об этом говорил, 15% в год. В этом году на 18% вырастет экономика. Естественно, если раньше мощностей хватало, то сейчас уже серьезный дефицит. Я знаю, что это абсолютно не коснется, даже если будут очень низкие температуры, ни жителей, ни объектов социально-бытового назначения: больниц, школ и т. д. Но из-за того, что есть серьезный дефицит, и в случае очень низких температур, естественно, энергосистема не будет справляться, о чем и говорит Чубайс, они будут вынуждены отключать тех или иных потребителей, в первую очередь производственных. Я хочу еще раз сказать, что 10 лет мэр говорил: «Не надо подсчитывать прибыли, не надо делить дивиденды, распределять их. Необходимо вкладывать деньги в энергосистему». За 10 лет это не было сделано, вот вам итог. Поэтому мы сейчас очень жестко ставим вопрос. С одной стороны вы обязаны, т. к. уже сейчас энергосистема сдерживает развитие экономики, и не только города, но и страны в целом, правительство РФ должно принять незамедлительные меры по привлечению инвестиций и строительства генерации — это с одной стороны. Что касается сетей: есть сети, которые находятся под контролем РАО ЕЭС, или Мосэнерго, и есть теплосети городские. Вы знаете есть соглашение Юрия Михайловича с Анатолием Борисовичем, по которому мы должны получить контроль над сетями. К сожалению, очень тяжело идут переговоры, но мы надеемся, что все-таки это соглашение будет реализовано. Потому что износ сетей сейчас уже на 70%, и требуемые инвестиции, я думаю, минимум 10 млрд. рублей в год, которые нам необходимо вкладывать в сети для того, чтобы потом сети не стали узким горлышком в обеспечении города теплом и энергией. Поэтому мы говорим Анатолию Борисовичу — дайте городу сети — это не бизнес, на самом деле, это ничего кроме вложения для городского бюджета не требует. Город отвечает за тепло-обеспечение и энерго-обеспечение. Мы говорим — отдайте нам сети, мы будем вкладывать деньги, мы сделаем нормально работающие сети. К сожалению, пока все на уровне переговоров. Все идет, но идет очень медленно.

Вопрос журналиста: Понятно, что рост средней арендной платы не в пользу предпринимателей, но есть случаи когда приходят документы из префектур о возрастании ее не на 30%, а на 60%. Что делать в подобных ситуациях?

Силкин: Ну, во-первых, я могу сказать, что во всех документах очень жесткое ограничение написано для всех добросовестных арендаторов, рост не может быть больше 30%. Речь идет, может быть, о недобросовестных арендаторах, которые либо сдают в субаренду льготные категории, либо не платят. Вот для них там особый разговор, и мы просто расторгаем такие договора. Если говорить о малом бизнесе, я эти цифры приводил, но могу еще раз привести: 230 тыс. малых предприятий известно в Москве. 12 тыс. арендует у города, около 6%. Остальные арендуют на рынке по рыночным ставкам. Поэтому мы говорим, для этих 6% ставку будем повышать, но все равно она будет меньше рыночной. Для них коэффициенты будут понижающие, особенно, для приоритетных видов деятельности, для бытового обслуживания и так далее. Но мы же сталкиваемся с этой ситуацией, когда предприятие малого бизнеса, которое имеет по льготе 1000 кв. метров и 800 из них пересдается в субаренду. Мы говорим — нужно тебе 100-200 метров для малого бизнеса — пожалуйста, арендуй по своим силам. Вот и все. Нормальный рынок, я считаю. Вот такая политика.

Вопрос журналиста: Владимир Николаевич, прокомментируйте пожалуйста конфликтную ситуацию «ПИК» с объединенными кондитерами?

Силкин: Для «ПИК» это бизнес-проект, стоимостью земли свыше 70 млн. долларов. Поэтому он предпринимает все усилия, в том числе пошел на использование любых механизмов для того, чтобы захватить эту землю. Была попытка «размытия» доли города, причем это было сделано в такой форме, как абсолютно не дружественные по отношению к городу шаги. Я бы сказал чисто рейдерские шаги. Не думаю, что у них это получится.

Теперь что касается объединенных кондитеров. Во-первых, иска в суд нет, на наш взгляд. Мы спокойно готовы в суде эту тему рассматривать. Вообще, политика города, и это аксиома рынка, что лучше иметь - не в десяти компаниях пакеты акций по 5-10%, а объединить их в единую холдинговую компанию. Капитализация сразу же повышается, кредитоспособность повышается. Поэтому, имея в 6 компаниях пакеты, которые не влияли фактически на управление, либо создание холдинга серьезного кондитерского холдинга, который позволяет привлечь серьезные инвестиции и развиваться, а вы увидите, что мы в следующем году сдадим на «Красном Октябре» еще один корпус кондитерский, и плюс будет развитие следующей очереди. Город выстраивает хороший холдинг, и он будет в нем участвовать, и будет иметь блокирующий пакет. Это совершенно нормальная бизнес-политика. Кстати, мы ее будем продолжать.

Все это надумано и только для одной цели — для того, чтобы захватить эту землю. Вот и все.

Вопрос журналиста: Есть ли в будущем году такие проекты для продажи городской недвижимости в частные руки, такие, как в этом году была гостиница «Украина»?

Силкин: Мы сформировали программу трехлетнюю приватизации, она опубликована, она у всех на виду, в ней могут быть какие-то изменения, но я могу совершенно точно сказать, что мы осуществляем обстоятельную политику по отношению к гостиничному бизнесу. Мы, с одной стороны, строим гостиницы, привлекаем частных инвесторов, потому что у нас действительно заполняемость гостиниц сейчас 98%. Это уже критическая ситуация для города, потому что мы сдерживаем поток туристов, потому что у нас нет мест. Особенно двух-трех звездочных. С другой стороны, у нас есть еще целый ряд гостиниц, которые находятся в городской собственности. Абсолютно точно мы все эти пакеты будем продавать. Всех гостиниц. Потому что мы считаем, что частный бизнес будет гораздо эффективнее управлять гостиничным бизнесом. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы в городе было несколько сетей гостиничных. Потому что сетевая структура всегда эффективнее, чем обыкновенная структура. Мы этому будем способствовать в том числе.

Вопрос журналиста: Сколько метров коммерческой недвижимости будет построено в будущем году по сравнению с прошлым годом? Будут ли внесены какие-то изменения в проведение конкурсов по покупке недвижимости в сторону их ужесточения?

Силкин: А куда ужесточать, у нас аукцион сейчас. Я могу сказать, что мы выставили на аукцион, аукцион проводится каждую неделю на Б.Полянке, 41. Любой желающий, там нет никаких предварительных записей, там нет подачи заявок. Любой человек приходит и участвует в аукционе. Поэтому странно слышать, что кто-то кого-то ограничивает. Я могу сказать, что мы для малого бизнеса специальные аукционы проводили. 12 тыс. м квадратных площадей. Было выставлено. Малый бизнес купил 3 тыс. 300 кв. метров После малого бизнеса мы остальные 8 тыс. кв. метров выставили повторно в свободную продажу, было продано с аукциона 5 тыс. 400 кв. метров. Значит, малый бизнес более привередлив, чем все остальные. Вот и все. Что касается первого вопроса: мы вводим ежегодно 120-140 тыс. кв. метров площадей. На следующий год мы надеемся ввести 160 тыс.. В этом году мы продали 26 тыс. кв. метров площадей. Мы хотим все таки на такую цифру — 80 тыс. — выйти, но есть одно принципиальное нововведение. Если раньше в проектах планировок новых микрорайонов, в обязательном порядке была школа, детский сад, объекты торговли, и объекты бытового обслуживания. Стандарт такой был по этой планировке района. То сейчас мы договорились с комплексом градостроительной политики и утвердили, что в обязательном порядке в этом проекте в микрорайоне будут нежилые помещения для малого бизнеса. Нам важно, чтобы мы за счет бюджета строили помещения класса «С» для того, чтобы люди, которые живут в микрорайоне, могли работать там же, а не ездить далеко, в центр города. Вот эта программа, я надеюсь, заработает в полном объеме, сейчас пока будут проекты, но я думаю, года через 2, когда мы будем вводить в 2-3 раза больше площадей. И именно только для малого бизнеса.

Вопрос журналиста: Чем вы можете объяснить низкий интерес покупки нежилых помещений на рынке коммерческой недвижимости?

Силкин: Я могу сказать, я уже говорил об этом, что все самые хорошие помещения давным давно проданы. То, что мы выставляем на продажу, это либо новостройка, которая действительно очень хорошо идет, либо помещение в подвале, либо требующее серьезных капитальных вложений для ремонта, и не каждый рискнет брать класс «D». В этом проблема. Помещений нет, катастрофическая ситуация с помещениями, у нас дефицит, я думаю, мы говорили об этом, 25-40 млн. кв. метров надо построить, чтобы создать нормальный рынок, чтобы люди могли спокойно арендовать помещения.

Спектор: Спасибо, Владимиру Николаевичу, за полные ответы. Еще раз всех с наступающим Новым годом, всем спасибо.

Силкин: Всех с Новым годом, спасибо большое.




Партнеры