Горючее–слезы

Расследование “МК”: что продают в Москве под видом бензина?

Если нефть — кровь экономики, то бензин — ее плазма. Вот только плазма эта сплошь и рядом плохого качества.

Заправка в Москве давно превратилась в лотерею. “Левый” бензин покупают многие водители. Да только одни это делают по незнанию (например, обычные автомобилисты), а другие — в целях экономии (скажем, водители маршруток). Это подтвердила только что проведенная официальная широкомасштабная проверка. По ее итогам, до 30% топлива на столичных АЗС — поддельное.

Корреспонденты “МК” провели собственное расследование и выяснили: число последователей Василия Алибабаевича из “Джентльменов удачи”, разбавлявшего бензин ослиной мочой, в Москве и области растет с каждым годом.

Как власти инспектируют столичные АЗС

“Нечистые на руку заправки мы заносим в черный список, — заверили “МК” в столичном Департаменте природопользования и охраны окружающей среды. — Попасть в него легко, а вот избавиться от такой “черной метки” — сложно, ведь для АЗС это удар по репутации”.

Охотно верим. Но почему же тогда в Москве так много “левых” автозаправок?

Корреспонденты “МК” не раз “ловили” нечестных заправщиков вместе с официальными комиссиями. Но за решетку, насколько нам известно, не угодил еще ни один “бензиновый король”. Так, может, многочисленные рейды — всего лишь формальность?

Облавы происходят так. Для чистоты эксперимента, чтобы исключить предвзятость, в рейде участвуют сразу несколько организаций — обычно это сотрудники Департамента природопользования, милиционеры-экологи и представители общественности. Адрес объекта инспекторам сообщается только перед самым выездом на место.

Тара для взятия проб (обычно это пластиковые бутыли) должна быть абсолютно новой — иначе уличенные в нарушениях заправщики потом опротестуют результаты. Работник АЗС может пойти на хитрость: заявить, что бензоколонка сломалась. Это значит, что забрать пробу у ревизора не получится.

Оформив необходимые документы, проверяющие откачивают в бутыли пробы бензина из каждой колонки. Позднее на них ставят специальную маркировку — чтобы у владельцев АЗС потом не было возможности дать взятку в лаборатории.

По результатам последних рейдов, “свеженькими” членами черного списка стали: ЗАО “Интертрест-Ойл” (АЗС на 53-м километре МКАД), ООО “ВэСКа” (АЗС на Краснополянской, 1) и ООО “Старлико” (АЗС на Ташкентской, 28). Каждая организация оштрафована на 200000 рублей.

Всего же за 11 месяцев этого года сотрудники Департамента природопользования провели 216 проверок (90 проб не соответствовали экологическим требованиям). Нарушители оплатили штрафов на сумму 3400000 рублей, нешуточно обогатив городскую казну. А вот на наш вопрос, улучшилось ли качество бензина на оштрафованных АЗС, в Департаменте природопользования ответить нам не смогли.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Доктор технических наук завлабораторией Алексей Дедов, занимающийся анализом московского топлива с 1998 года:

— Еще каких-то 8 лет назад 10% привозимых на анализ образцов не вписывались в норму 483-го распоряжения мэра (оно предъявляет требования к топливу по 4 параметрам — октановое число, содержание бензола, серы и свинца). Сейчас же, по экспертным оценкам, этим требованиям не соответствует 25—30% московского бензина.

Например, в прошлом месяце в столице было проверено 17 АЗС (отобрано 58 проб). На 6 заправках топливо не соответствовало требованиям. В 6 пробах эксперты обнаружили превышение концентрации свинца, в 5 — несоответствие по октановому числу, в 1 — превышение концентрации серы.


СПРАВКА "МК"

По данным Департамента транспорта и связи, сейчас в Москве существует более 800 бензиновых АЗС (газовых — около 30). Причем реально каждая из 800 заправок загружена в среднем лишь на 30%. Интересно, что в случае, если эксплуатация АЗС превысит 60%, на заправках сразу возникают постоянные очереди. Из этого следует, что АЗС в столице не только достаточно, но даже больше, чем нужно. На ближайшие несколько лет этого хватит.

Как выявить сомнительную АЗС “на глазок”

Если в своем районе водители еще более-менее знают, чего ждать от местных АЗС, то в незнакомом месте одна заправка может стоить жизни “железному коню”.

Мы поговорили с экспертами и постарались зафиксировать самые важные детали, на которые стоит обратить внимание.

Первое. Смотрите не столько на вывеску, сколько на название фирмы. Документ с названием должен висеть над окошком оператора, кроме того, оно указано на кассовом чеке. Если истинное название совпадает с вывеской, это хорошо: нефтяная компания, торгующая собственным товаром, старается беречь доброе имя. (Впрочем, всякое бывает даже на фирменных заправках, поэтому представители компаний наезжают на свои же АЗС с ревизиями.)

Второе. Заправка сияет чистотой, и ее даже украшает парочка видеокамер? Это хороший знак — наверняка руководство контролирует своих сотрудников.

Третье. Обратите внимание, какое на АЗС оборудование. Если оно допотопное, со старыми счетчиками, там скорее всего присутствует и недолив, и резервуары старые (к тому же, наверное, нечищенные). Логика проста: если владелец заправки не может или не хочет приобрести себе современное оборудование, то и качеству бензина доверять не стоит.

Поэтому ГЛАВНЫЙ СОВЕТ таков: не стоит заправляться на непроверенных АЗС с неизвестными названиями. А если уж так случилось, старайтесь не заливать больше 10 литров. Не заправляться в пятничный вечер и субботним утром, когда масса людей едет на дачи, а значит, недобросовестные владельцы бензоколонок разбавляют хороший бензин низкосортным.

Беда в том, что доказать потом, что вы залили плохое топливо именно здесь, практически невозможно (единственный вариант — целенаправленно осуществить закупку и тут же, на месте, проверить качество топлива).

Даже водитель с многолетним стажем не всегда может понять, что стало причиной поломки. И мало кому придет в голову грешить на некачественное топливо. Опытные механики автосервиса наверняка поставят верный “диагноз”. Но имейте в виду: если они обнаружат, что топливо не соответствует стандарту, платить за ремонт скорее всего придется из своего кармана — даже если у вас есть гарантийное обслуживание.

Как российские заправщики напугали Европу

Полагаться на активность милиционеров и экологов московским водителям не приходится. Единственная надежда — на новую систему контроля за качеством топлива на всех этапах его продажи, которую депутаты Госдумы предлагают ввести в 2007 году.

Главная “фишка” нововведения в том, что в бензин с самого “рождения” станут добавлять специальные биомаркеры — они помогут отследить происхождение любой партии. Как говорится, пойман — значит, вор.

Кроме того, и новый технический регламент определил новые стандарты топлива “Евро-2” и “Евро-4”. Впрочем, заставить нефтяников перейти на производство более качественного топлива никто не может. Да и объяснить автовладельцам, почему новое топливо стоит в два раза дороже, тоже непросто. По данным исследования РОМИР-Мониторинг, сейчас для большинства автомобилистов цена в 20 рублей за литр бензина уже близка к критической. Выход один: посулить производителям экономические выгоды за продажу качественного топлива — например, очень низкие акцизы. (Вот только не верится, что в продаже бензин после этого будет ненамного дороже, чем сейчас.)

В той же Европе, где система с биомаркерами и евростандартами работает давно, качество топлива на высоком уровне. Правда, там и цена высокая. Из-за чего экономные финские водители — повадились ездить в Россию за дешевым топливом (у нас бензин стоит примерно в три раза дешевле). Но они, наверное, не подозревали, что качество российского бензина настолько хуже европейского...

Обнаружить, что машины финских автовладельцев (в частности, двигатели и катализаторы) ломаются от российского бензина, удалось в ходе длившегося почти три года разбирательства. Теперь финские дилеры “Тойоты” заставляют покупателей подписывать бумагу, что автосервисы не будут проводить гарантийный ремонт, если заправляют машины российским бензином.

Так что наш бензин прославился уже и на мировом уровне.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру