Детектор “жми”

В Питере появились маршрутки-стукачи

27 декабря 2005 в 00:00, просмотров: 198

Каждый день, влезая в маршрутку, мы задаемся вопросом: останемся ли целы и невредимы, когда водитель в погоне за лишним пробегом понесется сломя голову, нарушая все мыслимые правила движения? В Санкт-Петербурге решили положить конец этому беспределу: отныне за водителем будет установлен тотальный контроль. Следить за “рулевым” будут чуткие электронные датчики… Сейчас на городском маршруте К-57 проходят обкатку маршрутные такси с бортовым компьютером, который следит за скоростью, остановками и правилами вождения.


С виду это самая обычная маршрутка. Сюрприз внутри. Над дверью салона — небольшой датчик, который фиксирует, сколько народу вошло и вышло. Над водительским зеркалом — маленький экран с зеленой кнопкой.

— Водитель, ваше задание! — объявляет искусственный голос, и на экране высвечивается время отправления маршрутки — 15.24 и время прибытия на конечную остановку — 16.28. Сергей, который повезет нас, нажимает на зеленую кнопку: мол, все понял, задание принял. Когда до отправления остается 1 минута, голос из компьютера заботливо предупреждает об этом путешественников…

— Когда мы в первый раз пустили маршрутку с автоматизированным информационно-технологическим комплексом “Санкт-Петербург”, от показателей у нас волосы стали дыбом, — говорит разработчик системы Евгений Москаленко. — На протяжении 26 километров водитель 25 раз нарушил скоростной режим! О какой безопасности пассажиров может идти речь?

Принцип работы комплекса прост. С диспетчерского пульта через модули обмена информацией, установленные на маршруте, поступает задание на бортовой компьютер. За машиной непрерывно следит диспетчер и собирает данные о превышении скорости, об отклонении от маршрута, остановках в неположенном месте и… состоянии водителя. Ведь в компьютере имеется еще один маленький, но важный датчик — антиалкогольный. Если водитель пропустит стаканчик пива в обеденный перерыв, компьютер передаст эту информацию на диспетчерский пульт, и рейс будет отменен. Или, например, водитель забьет до отказа салон людьми. Компьютер и об этом обязательно “настучит”.

Время от времени наш шофер поглядывает на бортовой экран, где высвечивается, сколько километров мы уже проехали и на сколько минут мы отстаем или опережаем график движения. Конечно, дело не обходится без пробок. Но и эти данные компьютер тут же передает в диспетчерскую, а там уже регулируют интервал между всеми машинами маршрута.

Сейчас разрабатывают специальную бегущую строку. Она будет показывать нумерацию проезжаемых домов, названия улиц, а также кинотеатры, госучреждения, торговые комплексы. На остановках же появятся электронные экраны, которые укажут точное время отправления следующей машины.

Разработкой уже заинтересовались в Америке, в Выборге и Красноярске. А вот Москва пока молчит. А жаль...




Партнеры