Развод и девичья фамилия

Кремль остался без советника, но с экономикой

Бывший советник президента по экономике Андрей Илларионов, который в конце каждого декабря классифицировал итоги экономического развития страны по номинациям типа “идея года”, “антиидея года”, “афера года” и т.д., сам стал лауреатом номинации “отставка года”. Вчера президент подписал указ об освобождении Илларионова от должности. Единственный обитатель Кремля, который на протяжении почти трех последних лет последовательно реализовывал принцип “а Баба Яга против”, обставил свой уход максимально эффектно.


Назвав три причины своего ухода: отсутствие “экономической свободы в России”, изменение политического режима до степени, когда “страна перестала быть политически свободной” даже частично, и “изменение природы самого государства” — Илларионов публично порвал с нынешней властью.

Принципиального либерала понять можно. Если сравнить Россию 2002 и 2005 годов, складывается ощущение, что речь идет о совершенно разных странах. Тремя годами раньше страна ускоренно развивалась, частный капитал лез во все свободные ниши, в обществе доминировала идея о скорейшем преодолении последствий дефолта 98-го года. Были задуманы и начали осуществляться реформы, которые должны были развивать конкуренцию на рынке и освободить его от засилья олигархических монополий. Лидеры разных политических движений сходились в публичных дебатах. Государство обещало максимально уйти из экономики. В картине, которую начали рисовать в Кремле, если не все, то многое соответствовало убеждениям и принципам Илларионова. И то, что для выведения страны из кризиса все ресурсы роста государство концентрировало в своих руках, было оправданно. Оно само было либерально настроено.

Но у кремлевских художников вместо идиллии получилось нечто прямо противоположное. С либеральной точки зрения — антиутопия в мрачном стиле Оруэлла. Политическая жизнь замерла. Вертикаль власти от Кремля дотянулась до самых захолустных уголков России. Правящая партия и лидеры ручной оппозиции соревнуются в том, кто громче крикнет в ответ на очередное выступление президента: “Правильное решение!” А неприрученные сведены до уровня маргиналов. Экономическая свобода так и остается недостижимой мечтой. Маски-шоу заменили постоянным прессингом налоговиков. Вместо обещанного рынка со свободной конкуренцией страна получила государственно-монополистический капитализм. Сначала огосударствили “Юганскнефтегаз”, присоединив к “Роснефти”, потом купили “Сибнефть”. И теперь доля государства в нефтедобыче составляет уже около 40%. Газодобыча и так на 90 с лишним процентов государственная. Транспортировка энергоресурсов — государственная на все 100%. Доля государства в общем капитале банковского сектора приближается к 70%. Новостью последнего часа стало приобретение контрольного пакета Промстройбанка государственным Внешторгбанком. Что там еще? Государство создало единый авиастроительный холдинг. Ах да, еще на единственном крупном автозаводе — АвтоВАЗе — с конца этого года тоже стало хозяйничать государство. И руководство у автогиганта теперь тоже новое: чиновники из “Рособоронэкспорта”.

Экономика страны в значительной степени стала совокупностью государственных корпораций. А править ею поставлены чиновники из нынешней команды корпорации “Кремль”. Превращающие страну в ЗАО “Российская Федерация”. Закрытое акционерное общество, открытое исключительно для своих, для государственников.

Плохо это или хорошо для страны, сейчас вряд ли кто скажет. Ясно одно: либералу в такой модели места нет. И его советы никому не нужны. Тем более что их никто в последние пару лет и не слушал. Так что у Илларионова и не было другого выхода, кроме как уйти. Что он и сделал. Кремль остался без советника, прогнозы которого, причем негативные, как правило, сбывались. Зато — с экономикой. Непонятно только одно: знают ли там, за зубцами, что с ней надо делать?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру