Мастера таганки — о “мастере”

Подмостки против телеэкрана

30 декабря 2005 в 00:00, просмотров: 859

Постановка Юрия Любимова “Мастер и Маргарита” на сцене Театра на Таганке считается лучшим воплощением романа, самым полным и точным. “МК” решил выяснить, что думают о сериале Бортко актеры Театра на Таганке, бывшие в легендарном составе спектакля “Мастер и Маргарита”.


Нина ШАЦКАЯ, актриса, исполнительница роли Маргариты:

ПРО СЕРИАЛ

— Премьеру сериала ожидала с нетерпением. Особенно хотелось посмотреть сюжетную линию Мастера и Маргариты. К сожалению, получилось пока посмотреть только две серии.

Поскольку я играла Маргариту в театре, могу судить, как должно быть на сцене. Воплощение романа в кино мне прокомментировать сложно. Не хочется быть некорректной по отношению к коллегам. Но кажется, что Галибин и Ковальчук сыграли сцену встречи как-то по-бытовому. Увидели друг друга: он к ней подошел, она бросила свои желтые цветы, он ей их отдал, она снова их бросила, поговорили и пошли.

Не увидела превращения Маргариты в Ведьму. В этой сцене в актрисе не было внутреннего огня. Кроме того, у нее не совсем получилось показать, что Мастер — любовь всей ее жизни, за которую надо бороться. Сцена бала тоже вызвала непонятное ощущение. Раздели Маргариту — как будто так и надо. А ведь если сыграть это через страх и стыд, получится уже совсем по-другому. Ведь Маргарита — женщина, которая готова пойти ради любимого на многое, но ей все-таки страшно. Она же одна среди нечистой силы. И страдания в ее глазах я тоже не увидела.

Очень люблю Олега Басилашвили, но на Воланда он не очень подходит. В этой роли я представляю себе Нодара Мгалоблишвили из захаровской “Формулы любви”. Когда пошла реклама предстоящей премьеры, я сразу подумала о Нодаре.

Очень понравился Владислав Галкин в роли Бездомного. Об Александре Галибине я была много наслышана, но вот впервые увидела в этом сериале. Меня очень впечатлила сцена в клинике Стравинского. На мой взгляд, она получилась великолепно. Здесь режиссеру удалось передать истинно булгаковский дух. Очень понравилось, как Абдулов сыграл Коровьева. Слышала, хвалили Валеру Золотухина в роли Никанора Босого. Очень хотелось на него посмотреть. Но как раз эту серию я пропустила.

В общем, по возможности буду смотреть сериал до конца.


ПРО СПЕКТАКЛЬ

— Я верю в мистические истории, связанные с романом Булгакова. Но сыграть Маргариту не побоялась. Ведь для актера настоящее счастье, когда утверждают на интересную роль. Маргариту в нашем спектакле поначалу должна была играть Наталья Сайко. А мне предложили жену Семплеярова, которого Коровьев разоблачил на сеансе черной магии в Варьете. У меня была одна-единственная реплика: “Теперь я знаю, почему эта бездарность получила роль Луизы!” Но мне, конечно же, хотелось играть Маргариту. Мистика или нет, но однажды Сайко заболела и не пришла на репетицию. И ее роль Любимов предложил играть мне.

Еще как-то на сцене со мной произошла странная история. Если вы помните, главная декорация на сцене — огромный маятник. В одном из эпизодов на нем летает Маргарита. И вот однажды маятник неожиданно завис, я упала спиной на пол и потеряла сознание. В зале возникла гробовая тишина. Я очнулась от боли, взяла себя в руки, произнесла слова Маргариты: “Пошли вы к чертовой матери!” и поняла, что, несмотря на падение, спектакль доиграть смогу.

Но самыми яркими для меня спектаклями были те, в которых после Щербакова Мастера играл Леня Филатов.


Иван ДЫХОВИЧНЫЙ, исполнитель роли Коровьева (сейчас — кинорежиссер):

ПРО СЕРИАЛ

— Зря вы меня спрашиваете. Я не могу быть объективным. В принципе — конечно же, хорошо, что Бортко взялся за “Мастера и Маргариту”. Но к работе он отнесся халтурно. Думаю, ему надо собраться и вспомнить режиссерское мастерство. “Собачье сердце” даже самым большим знатокам Булгакова доказало, что Бортко не пустой режиссер. В “Мастере и Маргарите” он ничего не предложил актерам, кроме текста. Он думал, что господин Булгаков его спасет. А Михаил Афанасьевич взял да и шарахнул его об асфальт! А что касается подбора актеров, то он оказался крайне неудачным еще и потому, что роли должно играть молодое поколение. Если бы мне, например, предложили играть Коровьева, я бы совершенно точно отказался. И Абдулов не на своем месте. Мы уже старые, и нам нужны уже другие роли. Коровьева должен сыграть актер тридцати лет. А если бы мне как режиссеру предложили снимать “Мастера и Маргариту”, то очень долго собирался бы с решением.

Кстати, в “Мастере и Маргарите” Боротко повторил ту же ошибку, что и в “Идиоте”. В сериале не было никакого режиссерского решения. Сериал спас только хорошо подобранный актерский состав. Второй раз, уже с Булгаковым, у него это не прокатило. А каналу нужно быть благодарным за то, что они дали режиссеру такую экранизацию и доверили большой бюджет. Думаю, они поступили с Бортко слишком деликатно, не навязывая ему свое мнение. А надо было. Режиссер неконструктивно распорядился средствами.


СПРАВКА МК:

Классик польского кино Анджей Вайда самым первым воплотил роман “Мастер и Маргарита” (Польша—Германия) в 1971 году. Александр Петрович экранизировал “Мастера и Маргариту” (Югославия—Италия) в 1972 году.

Премьера спектакля “Мастер и Маргарита” Юрия Любимова состоялась 6 апреля 1977 года в Театре на Таганке.



Партнеры