Под страхом барака

Квартплата требует жертв

Неотвратимо близится день, когда каждый житель Подмосковья обнаружит в почтовом ящике “подарок” — от родного ЖЭКа. Однако пока большинство граждан будут округлять глаза соразмерно количеству нулей в свежих квитанциях на оплату услуг ЖКХ, отдельные маргиналы невозмутимо продолжат пользоваться коммунальным добром на халяву. Доколе? Более всего озадачены этим вопросом сами коммунальщики. Они превратились в опытных креаторов, придумывая, как выбить долги из хронических неплательщиков. Некоторыми секретами нелегкого ремесла они поделились с журналистами “МК”.

Способ 1. К позорному столбу!

Заманила работников ЖКО проторенная дорожка советского опыта. Если раньше всеобщим порицанием боролись с пьянством, прогулами, супружескими изменами, то почему бы не применить его к злостным должникам? И применили. Каждый в меру изворотливости ума и предоставленных возможностей. В Климовске, например, городская газета каждую неделю публикует обширный список под заголовком… Нет, не “Их разыскивает милиция”. Впрочем, заголовок не главное. Суть в том, что печатается по 80—100 адресов и фамилий с указанием долга на определенное число. А в конце приводятся рекомендации по урегулированию щекотливой ситуации.

— “Статус” должника у нас получает тот, кто не платит более трех месяцев, — сообщает начальник коммерческого отдела МУП “СЕЗ” города Андрей Кореннов. — Правда, обычно люди не платят от полугода до трех лет. Есть рекордсмены, которые должны городу 150 тысяч рублей, ибо не платят ни за что в течение всей своей сознательной жизни.

В общей сложности в Климовске сегодня насчитывается 1300 неплательщиков, из-за которых коммунальная казна не досчитывается 24 млн. рублей. Это как раз те деньги, на которые можно было бы проложить километры новых труб, заменить лифты, отремонтировать подъезды и т.д. Но, увы…

— Порой жители жалуются, что в Климовске высокая квартплата. Одно время действительно так было, поскольку мы одними из первых перешли на 100-процентную оплату услуг ЖКХ. Их себестоимость у нас действительно не низкая: водозаборные узлы находятся на большом отдалении от города, нет своей канализации — приходится обращаться к подольским коллегам. Однако сейчас по тарифам мы идем практически вровень с другими муниципальными образованиями.

В принципе из той же оперы метод воздействия на совесть граждан с помощью… цвета квитанций. Так, в Серпухове и Раменском должникам бросают в почтовые ящики листки желтого цвета. Чтобы тем самим в глаза бросалось и соседи знали, на кого надо коситься и в случае чего показывать пальцем. Имеет ли сей колер намек на цвет стен в чеховской палате №6 — нам не уточнили. Ясно одно — хотели как лучше. Как получится, покажет будущее.

В некоторых МУНах работники ЖКХ эту форму работы (в смысле — игру с колером) считают неэффективной и предпочитают сами разносить квитанции должникам. Вероятно, чтобы лично посмотреть в их “бесстыжие глаза”.

Способ 2. Поощрение

Воздействие пряником пользуется среди коммунальщиков не меньшей популярностью, чем кнутом. Проводить среди самых аккуратных плательщиков конкурсы с поощрительными призами они наловчились не хуже рекламщиков, которые варганят промо-акции. Например, в том же Климовске недавно отобрали всех, кто исправно платил за коммунальные услуги в течение 2005 года. Двадцать счастливчиков унесли с праздника микроволновки, телевизоры и прочую мелкую бытовую технику.

— В конкурсе, который у нас проводился впервые, участвовали разные по возрасту люди, — замечает Кореннов, — но хочу подчеркнуть, что исправнее всех платят пенсионеры.

В Балашихе подобный конкурс вообще принес ошеломительный результат. Собираемость платежей поднялась до 108%!

— Мы каждый месяц стараемся придумывать что-нибудь, дабы стимулировать сбор коммунальных платежей, — комментирует гендиректор местного информационно-расчетного центра Лилия Гизатулина. — И видим результаты своей работы. За последние месяцы собираемость в среднем возросла до 98,3%.

Рассылка уведомлений, рассрочка долга на год, обзвон должников — в принципе балашихинские коммунальщики не изобретали колеса, чтобы выбиться в лидеры Подмосковья. Тем не менее их победа — это факт. Осталось придумать что-нибудь экстранеординарное для самых злостных неплательщиков, коих здесь насчитывается около 2000 человек. Читатель догадался, о каком контингенте идет речь. Никуда не денешься, с приверженцами антиобщественного образа жизни приходится действовать особыми методами.

Способ 3. Убеждение

Самый мягкий из них — убеждение. В Климовске работники управления ЖКХ не ленятся каждый день (!) обходить заядлых неплательщиков и убеждать их в необходимости платы за квартиру. В один из таких рейдов мы отправились вместе с ними.

Застать средь бела дня должников дома оказалось задачей не из простых. “Все на работе”, — разводили руками наши провожатые в ответ на гробовое молчание дверей. Удача улыбнулась нам по адресу: улица Симферопольская, дом 45, квартира 126. Видимо, она всегда с улыбкой относится к жильцам, обитающим по данному адресу. Да и сами они, судя по рассказам соседей, обладают нестандартным чувством юмора. Захотелось им, к примеру, шашлычку — разводят посреди квартиры костер и жарят на нем принесенное с помойки мясо. Весело, не правда ли? Только не соседям, которые из-за проделок многодетного семейства Беляновских уже стонут.

При выходе из лифта нас окружают черные от сажи стены и потолок.

— Это год назад по их вине пожар в подъезде произошел, — поясняет Кореннов. — Пожарные приехали и еще залили все это. Представляете, каково соседям пришлось? Они поэтому и квартиры приватизировать не могут, потому что возмещать ущерб будет некому.

На стук из-за железной двери показывается шкет лет десяти с бритой головой. “Опять явились”, — разочарованно цедит он, увидев на пороге целую делегацию.

Заходим и все как по команде закрываем носы воротниками и шарфами — от затхлого запаха мутит до одури. Огромная пятикомнатная квартира в 120 “квадратов” с двумя санузлами и двумя кухнями, которую администрация в свое время дала многодетной семье Беляновских, превращена в бомжатник. В комнатах свалены вонючие топчаны и одеяла, в ванных нагромождение хлама, на кухню без противогаза лучше вообще не заходить. Веселой семейке от города еще и машину дарили, но она была благополучно пропита, как и все остальное имущество.

К нам выходит взрослый мужчина — один из давно подросших одиннадцати детей Беляновских, и Андрей Михайлович терпеливо начинает ему объяснять, что долг семьи за коммунальные услуги превысил 130 тысяч рублей. Что за квартиру желательно платить и еще желательнее делать это регулярно. И в таком духе минут двадцать. Пока мы не позеленели от навязчивых квартирных амбре. А Кореннову хоть бы хны. Вышел из квартиры свеженький, румяный, да еще и довольный:

— Они исправляются, — неожиданно выдает он. — Видели — немного порядок навели. Было еще хуже. Мы им год на ремонт дали. Если за ум не возьмутся, будем переселять.

Способ 4. Переселение

Вот мы плавно и подошли к самому радикальному способу борьбы со злостными неплательщиками. Пока самому радикальному, потому что существующее законодательство позволяет службам ЖКХ в случаях, когда потребитель в течение нескольких месяцев не платит за коммунальные услуги, не только не давать ему возможности пользоваться этими услугами, но и выселить должника с занимаемой им жилплощади. Хотя вернее будет назвать переселение не способом, а последствием хронической неуплаты коммунальных долгов. Но последствие это имеет такую силу воздействия на недисциплинированных плательщиков, что они готовы на любые жертвы.

— Одна дама под угрозой переселения, — сообщили в МУП “СЕЗ” Климовска, — выплатила аккурат перед Новым годом разом 70 тысяч.

Это ж какие деньжищи, да еще и сразу! И мы пошли искать богатеев.

Дверь двухкомнатной квартиры №47 в 31-м доме на Школьной улице роскошью не поражала, скорее наоборот. Проживает здесь “подпольная миллионерша” предпенсионного возраста с сыном.

— Любу вы дома не застанете, — охладили наше желание пообщаться соседи. — Она с утра до вечера на работе пашет, долги раздает.

Дело в том, что год назад в климовском городском суде состоялось слушание дела одного из злостных неплательщиков, долг которого перед коммунальщиками составлял несколько десятков тысяч рублей. Согласно решению суда, вынесенному в позапрошлом декабре, должникам была предоставлена годовая рассрочка: они обязаны были выплатить сумму долга либо им грозило принудительное переселение в менее благоустроенное жилое помещение по скромным нормам общежития (6 кв. метров на человека).

— Да, мы помним Колерову, — сказали в МУП “СЕЗ”, — мы ходили к ней, уговаривали. Вот знаем, что устроилась она на работу, денег назанимала, неизвестно, правда, под какие гарантии. И вот наконец-то задолженность погасила, в последний день рассрочки платежа.

В другой квартире, где жильцы тоже рассчитались с долгами, нам повезло больше. Дверь открыли… молдаване, выяснилось, что хозяева одну комнату вынуждены были сдать. Из соседней комнаты появилась заспанная девушка и в течение 10 минут доходчиво объясняла, где она видела бы правительство страны, города, работников коммунального хозяйства и корреспондентов газеты. Речь сводилась к тому, что работать она не может — у нее ребенок маленький и его надо кормить и одевать, а еще и за квартиру огромные суммы ежемесячно платить, вот и вынуждена сдавать. Кстати, сколько у нее проживает гастарбайтеров на данный момент, она не знает, поскольку к ним постоянно приезжают какие-то родственники.

По третьему неблагополучному адресу на пороге стояло существо в старых растянутых трениках и заляпанной серой майке.

— Да у меня и книжки-то за квартиру куда-то подевались, — бубнил хозяин, назвавшийся Алексеичем. — За квартиру Светка, это моя бывшая, платит. Она как узнала, что меня выселить обещают, так сразу бабки нашла. Сын в армии сейчас, вот и хлопочет. Только квартира им от меня и нужна.

В еще одной семье, выплатившей около 40 тысяч долгов, оказалось три женщины разных возрастов. Девочка учится, бабушка болеет, работает лишь одна Лена, но на двух ставках. В общем, не платили тоже не от хорошей жизни.

В отличие от начала 2005 года к концу текущего периода в Климовске обозначилась тенденция к уменьшению числа неплательщиков в сфере ЖКХ, в связи с чем задолженность населения перед коммунальными службами города снизилась.

Способ 5. Искупление потом

В арсенале коммунальщиков предусмотрены не только репрессивные меры. Отработать долг можно, помахав с полгодика метлой и лопатой. Причем ударными темпами, иначе за несколько лет не рассчитаешься. За один участок ЖЭК в среднем платит 1300—1400 рублей в месяц. Чтобы остаться в плюсе, должники набирают по пять участков. Некоторые действительно расплачиваются, но таких меньшинство…

— Был такой у нас Иван Мизин, — говорит Кореннов. — Не заладилась жизнь — жена бросила, запил. Ничего, отработал долг, ушел потом на более высокооплачиваемую работу. Или, Борис Силяев. Нашли его на помойке, как Шарика. Опустившийся был человек. Взяли его сразу на хорошее место — автослесарем в гараж. За два месяца он расплатился с долгами. Правда, позже его уволили за систематическое пьянство. Мы же не няньки. К сожалению, из всех приходящих на работу должников 90% увольняются “по пьянке”...

Больше всего поражает коммунальных работников то, что основная масса должников не платит за квартиру просто потому, что не хочет этого делать. Наши климовские знакомые не могут забыть одну семейку, которая кормила их “завтраками” целый год. Имея при этом свой бизнес и три машины. Только когда дело (не без вмешательства суда) дошло до угрозы ареста одной из иномарок, в кассу единовременно “упало” 45 тысяч рублей.

— Люди годами жили с мыслью, что за квартиру платить не обязательно, — говорит Андрей Кореннов. — Все было государственное, или, другим словом, ничье. Те времена прошли, и снова потребуются годы, чтобы изменить психологию жителей. Перед нами стоит задача не столько долги собрать, сколько привить гражданам ответственность за свое имущество и поступки.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру