Триллер в крещенские морозы

В МХТ живут и... помнят

20 января 2006 в 00:00, просмотров: 376

Писатель Валентин Распутин объявил, что премьера его повести “Живи и помни” на академической сцене МХТ состоялась благодаря тому, что события повести начинаются в крещенские морозы, и благодаря фамилии исполнительницы главной роли — Дарьи Мороз.


Время удивительным образом меняет наше отношение к литературному произведению. Если в советское время удивительную повесть “Живи и помни” относили к нравственной истории (величие народа, образ русской женщины), то сегодня она скорее смотрится как психологический триллер. Еще бы — экстремальная ситуация войны. Мужчина дезертирует с фронта, прячется в сибирском лесу, на зимовище. Его жена тайком бегает к нему. Любовь вспыхивает с новой силой. Женщина, которая за четыре года мирной жизни ни разу не забеременела, в военное — понесла. Но счастье невозможно — дезертиров расстреливали. Безысходность и безнадежность усиливают жесткий стиль распутинской прозы.

Жесткость в основе и режиссуры Владимира Петрова, приглашенного на постановку. Ее можно определить как “за стеклом”. Именно в большом стеклянном кубе, установленном по центру сцены, происходят свидания Настены (Дарья Мороз) и Андрея (Дмитрий Куличков). За стеклом он — как раненый зверь, загнанный своим страхом и обстоятельствами. За стеклом происходит их любовь. Две любовные сцены: одна грубая, одна — красивая, где стекло — как деталь — играет существенную роль. Во всяком случае в грубой, когда озверевший от сексуального голода мужик берет женщину, это происходит бесконтактно: они находятся по разные стороны стекла. А снежная феерия нежно кутает пару несчастных людей в другой, уже не разделенных, а заключенных в стекло.

На главных ролях — молодое поколение, и МХТ можно поздравить с сильным пополнением. Дмитрий Куличков, который в прошлом сезоне обратил на себя внимание как характерный актер (“Белая гвардия”, “Воскресенье. Супер”), показал себя в качестве героя. Показ оказался более чем удачным. Отчаяние загубленной души, которое он играет, имеет немало нюансов. Дарья Мороз, явно переволновавшаяся на премьере и от этого плакавшая больше необходимого, замечательно сыграла женский образ.

Примечательно, что многочисленное население сибирской деревни сыграли всего два артиста — Янина Колесниченко и Сергей Сосновский. Количество персонажей задает темп игры и скорость перевоплощения — и в этом сложность задачи, с которой актеры отлично справиляются. Можно только представить, как за кулисами Колесниченко успевает поменять не только костюм старухи на пальто отвязной многодетной Надьки, а потом предстать счастливой Лизой, дождавшейся-таки мужа с фронта, но главное — образ. Настене мужа дождаться не суждено. Ее конец, как и конец Андрея, — трагичен. Женское тело прибьет к берегу Ангара. Смерть, как и любовь, у режиссера, благодаря сценографии Игоря Капитанова, будет оформлена поэтично.

Спектакль “Живи и помни” знаменателен тем, что делает очевидными ощущения времени и истории. Во всяком случае первая мысль, которая возникает по ходу и усиливается к концу действия, такая — какое счастье, что мы не жили в это время. Потом — как жалко людей, переживших войну. Поэтому надо помнить, чтобы достойно жить.




Партнеры