Диалектика хлебного зерна

Заметки на полях новой книги Юрия Лужкова

О чем бы ни писал столичный мэр, будь то конфигурация государственного устройства, особенности экономического развития страны или место России в современном мире, он никогда не рассматривает проблему изолированно. Цель автора — представить ее в контексте целого комплекса тенденций, характерных для сегодняшней жизни. Не стала исключением и его новая книга — “Сельский капитализм в России: столкновение с будущим” с подзаголовком: “Аграрный вопрос правительству”.

Аналитик в чем-то подобен хирургу. Его дело не примочки прикладывать, а рассекать причинно-следственные связи, обнажая суть вроде бы банальных или попросту заболтанных явлений. А потому книга Ю.Лужкова — это не просто разговор о продовольственной безопасности гигантского мегаполиса, жители которого имеют “порочную привычку” есть по три раза на дню.

Книга — это не пассивная констатация извечных крестьянских проблем и уж тем более не конъюнктурный отклик на очередную правительственную продовольственную программу. Автор придал неожиданное звучание известному тезису Солженицына о том, что главной задачей государства является сбережение народа. По Юрию Лужкову, аграрная политика — это не только политика развития одной отрасли экономики. Это и политика освоения и сохранения территории государства. Политика сбережения страны и сбережения народа. “Способность любого народа и страны прокормить себя остается основой национального суверенитета. Генетический код современной цивилизации высоких технологий и электронных коммуникаций все равно зашифрован в преображении брошенного в землю зерна”.

Для современной России разумная и последовательная аграрная политика означала бы не только рост самого производства, увеличение экспортных возможностей страны. И не только возрождение села и возвращение людей в деревню, где можно было бы найти себе достойное занятие. Чрезвычайно важно, что такая политика позволила бы избежать дальнейшего расслоения самой страны, роста в ней “горячих точек” устойчивой бедности, появления внутренних регионов третьего мира.

Пока же экономический рост последних лет, по мнению автора книги, лишь подморозил процесс загнивания многих неэффективных хозяйств. Их “падеж” еще впереди. Это мина замедленного действия. Причем последствия этого взрыва чреваты потрясениями, далеко выходящими за деревенскую околицу.

Развитое сельское хозяйство с его рассредоточенностью гарантирует заселение огромных территорий. А заселенность и эффективность хозяйствования стимулируют развитие коммуникаций, обеспечивающих связь центров с периферийными регионами. Укрепляется еще одно единое пространство страны. А это уже, если хотите, аграрная геополитика, когда эффективность сельского хозяйства измеряется отнюдь не только статистикой надоев и урожайности с гектара.

Россия, неоднократно подчеркивает в книге московский мэр, давно находится внутри глобального аграрного мира, в котором теоретически можно найти альтернативу нефти и газу, но невозможно отыскать заменитель здоровой пищи и чистой воды. Впрочем, о нефти и газе разговор в книге особый. По мнению автора “Сельского капитализма…”, дело, конечно, не в “проклятых” некоторыми радикалами энергетических преимуществах, а в том, насколько продуманно страна пользуется плодами своих подземных кладовых. Советский Союз во многом подписал себе смертный приговор, втянувшись еще в семидесятые годы в авантюру под названием “нефть и газ в обмен на продовольствие”. В результате хлынувшего потока нефтедолларов сельское хозяйство просто перестало быть в глазах государства стратегической отраслью национальной экономики. Лишь падение цен на энергетическое сырье заставляло государство время от времени просыпаться и обращать внимание на свои нивы и пашни. Но и бездумно закачанные в село миллиарды не дали видимой отдачи по той простой причине, что инвестиции не несли с собой изменения аграрного строя. Все это вкупе с известным раскрестьяниванием и многолетней эксплуатацией села во многом и привело к системному кризису государства, основы которого многим казались незыблемыми.

Новая книга московского мэра — это не только и не столько диагноз, сколько четко выписанный рецепт, не имеющий ничего общего с ностальгическими всхлипами по ушедшей деревне. Ответы даются на самый сокровенный русский вопрос в аграрном преломлении — “что делать?”. А делать предстоит немерено: ликвидировать правовые лакуны в сфере землепользования и земельно-правовых отношениях, перейти к долговременному государственному финансовому и организационному планированию развития села, обеспечить долгосрочное кредитование, сформировать программы страхования аграрного сектора, развить фермерскую кооперацию… В общем, начать и кончить.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру