Власти много не бывает?

Делиться полномочиями проще, чем имуществом

25 января 2006 в 00:00, просмотров: 211

С 1 января 2006 года в Московской области появилось 378 муниципальных образований. Вместо прежних 39 советских районов, вместо 79 постсоветских самостоятельных городов и районов. Власти в Подмосковье, что и говорить, прибавилось. Хорошо это или плохо? Как говорится, время покажет. Пока 131-й федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” действует теоретически, до практического его применения еще ох как далеко. Так называемый переходный период, во время которого новая система управления должна сформироваться окончательно, продлится до 2009 года — утечет вода, изменятся и условия.

Наблюдая за внедрением нового закона (подписанного президентом 31 декабря — в аккурат под Новый год), который, по мнению его отцов-основателей, должен в корне изменить систему власти в регионах, невольно вспоминаются тютчевские строки: “Умом Россию не понять,/Аршином общим не измерить./У ней — особенная стать:/в Россию можно только верить…” Понять закон и впрямь сложно. Верить? А что еще остается? Тем более что трансформироваться 131-й ФЗ будет, как уже показала небогатая практика его существования, неоднократно. Поправки, как говорится, имеют место быть, а еще пошли поправки на… поправки! Похоже, что законодатели вынуждены подстраивать детище г-на Козака под реальные условия жизни буквально по ходу дела.

Взять, например, запрещение депутатам представительных органов местного самоуправления совмещать депутатскую деятельность с работой на руководящих должностях. И это при том, что порядка 70% депутатского корпуса состоит из директоров школ, детских садов, главврачей — наиболее авторитетных, известных, знающих местные проблемы людей. И вот теперь они вынуждены либо уволиться с работы, либо отказаться от депутатского мандата. По той причине (по мнению законодателей), что они будут зависимы от главы местного самоуправления и необъективны в принятии решений. Мол, если директор-депутат получает дотации на свое учреждение из мунобразования, то не сможет отстаивать свою точку зрения как депутат. Бред? Тем не менее сейчас в Подмосковье в таком статусе оказались сотни народных избранников, размышляющих, в каком качестве им предстоит дальше жить. Касается это не только вновь избранных, а всего депутатского корпуса мунобразований области. Заметим, что перевыборы выльются в серьезную копеечку. Про то, что муниципальная власть в таком крупном субъекте федерации, как Московская область, окажется парализованной, можно даже не упоминать.

Откровенно говоря, вызывает непонимание, почему при подготовке 131-го закона не были в достаточной степени задействованы уже отработанные, проверенные схемы и механизмы согласования позиций федеральных и региональных законодателей. Подмосковье, например, еще на стадии подготовки могло внести изменения, которые могли бы помочь избежать возникших проблем.

Посмотрим на полномочия, которыми наделяются новые руководители. В Московской области их отмерено по 18 — достаточно для управления и обеспечения мунобразования. Не всем, правда, они по плечу — возможности разные. Закон предполагает передачу части из них в районы, но единой схемы нет — тут уж каждый вправе решать, что потянет, а что не сможет. И здесь кроется еще одна бомба замедленного действия. Похоже, что делиться полномочиями каждый будет кто во что горазд. Один пожадничает и оставит себе все, хотя, скажем, никак собственными силами не справится с проблемами ЖКХ или уборкой дорог. Другой, наоборот, отдаст все, за исключением одного полномочия — по обеспечению деятельности своего аппарата (зачем тогда вообще такая власть?). При этом областное правительство не вправе вмешиваться в передачу полномочий муниципальными органами самоуправления, но продолжает нести ответственность за проживающих там людей.

Ладно — полномочия, а вот как делиться имуществом? Добровольно его никто другому не отдаст, и если, скажем, глава городского поселения не найдет общий язык с главой района, битва за мебель, помещения и секретарш превратится в кошмар. Для местных жителей — в первую очередь.

Конфликты уже есть. В Щелковском районе поссорились Леонид Андреевич и Николай Николаевич. Последний, Николай Озеров, победил на выборах главы городского поселения Щелково и чуть было не вступил в свои права. “Чуть”, потому что этому помешал Леонид Твердохлебов, стародействующий глава района, которому очень не хочется иметь перспективного коллегу, с которым придется делиться. Помог устранить Озерова, как ни странно, закон. Он одновременно победил в прошлом году еще и на выборах главы городского поселения Загорянский в этом же районе. От этой должности Озеров добровольно отказался, о чем и уведомил письменно 6 января. Но благодаря стараниям городской избирательной комиссии, объявившей его главой города Щелково, Озерова признали теперь незаконно избранным. Как поговаривают, не без стараний Твердохлебова. Суды по Щелковской власти, похоже, будут продолжаться еще долго, и еще непонятно, кто останется на коне. Понятно одно — крупнее всего не повезло жителям Щелкова…






Партнеры