Стенограмма пресс-конференции в «МК»

конференция Временного Поверенного в делах Украины в России Леонида Васильевича Осаволюка

25 января 2006 г., 12.00


Ведущий пресс-конференции – Петр Спектор- 1-ый зам. главного редактора.


П.М. Спектор: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги. Я вам хочу представить наших гостей: Временного поверенного в делах Украины в России — Леонида Васильевича Осаволюка и пресс-секретаря посольства Украины - Сергея Александровича Довбешко. Леонид Васильевич, такой первый вопрос: почему временный поверенный? Логично: посол Украины в России, но временный поверенный — можно это как-то прояснить?

Л.В. Осаволюк: Все очень просто в этом вопросе. Если б все остальные вопросы были настолько просты, то нам было бы очень легко и просто разговаривать. Должность временного поверенного — это такая дипломатическая должность и она заключается в том, что в то время, когда отсутствует посол государства в посольстве, второй дипломат по должности назначается как раз на должность “временного поверенного в делах такого-то государства в стране пребывания”. Наша ситуация заключается в том, что бывший посол указом президента освобожден от должности посла Украины в РФ, сейчас идет процесс согласования и назначения на эту должность нового посла. Хочу сразу ответить на вопросы, которые могут последовать: почему такой период с одной стороны достаточно долгий между освобождением одного посла и назначением другого, — проблема заключается в том, что для того чтобы назначить посла государства, необходимо согласие того государства, куда назначается этот посол. Такая процедура занимает определенное время, идет согласование на официальных уровнях и требуется письменный ответ, письменное согласие. Поэтому и процесс назначения нового посла в РФ немножко затянулся, но мы ждем, что в ближайшее время этот вопрос будет решен и посол вступит в свою должность.

П.М. Спектор: Спасибо. Леонид Васильевич, хотелось бы в вашем вступительном слове услышать отношение к самым ключевым и наболевшим проблемам России и Украины на сегодняшний день.

Л.В. Осаволюк: Спасибо. Я, если можно, несколько слов скажу вступительного порядка для того, чтобы прояснить ситуацию и во внешней политике Украины и в украинско-российских отношениях и вообще в вопросе установления дипломатических отношений. И, кстати, 14 февраля будет годовщина, когда мы — Украина как независимое государство — и Российская Федерация как независимое государство, — 14 февраля 1992 года установили дипломатические отношения и с этих пор, с этого времени отношения между нашими государствами начали развиваться на основе и в рамках норм международного права. За этот период подписано более 360 различных двусторонних соглашений, договоров, протоколов на уровне президентов, на уровне премьер-министров, на ведомственном уровне. Эти соглашения сейчас активно действуют и можно сказать, что договорно-правовая база украинско-российских отношений достаточно широкая и достаточно полная. Главными документами, главными договорами, которые сегодня регламентируют украинско-российские отношения является большой политический договор, который называется Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ, подписанный 31 мая 1997 года. Хочу сказать, что как правило государства, которые находятся на достаточно высоком уровне отношений подписывают такие договора, и особенно это касается соседних государств. Украина имеет со всеми своими соседними государствами такие договора. В этих договорах изложены концептуальные подходы сторон и согласованный механизм о дальнейшем развитии двусторонних отношений. Как правило, это достаточно объемный документ, который регламентирует отношения в большинстве областей. Кроме того, подписан у нас договор 28 января 2003 года — о государственной границе. Долго у нас шли переговоры по делимитации государственной границы и в 2003 году мы вышли на подписание договора. Хочу сказать, что этот договор касается только сухопутной части государственной границы. Сейчас продолжаются интенсивные переговоры по согласованию украинско-российской границы на морях (Азовском море, Черном море и в Керченском проливе). В 2005 году (в прошлом году) у нас создана Межгосударственная комиссия во главе с президентами — комиссия Ющенко-Путин. Это новый формат двусторонних отношений. Президенты договорились о том, что такую комиссию должны возглавить именно президенты, в отличие от предыдущих лет, когда аналогичная комиссия возглавлялась премьер-министрами. Это говорит о том, что президенты видят проблемные вопросы в наших отношениях и видят свое решение этих вопросов. Мы согласовали план первоочередных задач на 2005—2006 год. Этот план согласован, подготовлен. Он включает в себя около 20 вопросов, которые стоят на повестке дня и которые мы должны решить на протяжении этого периода. Сегодня развиваются активно экономические отношения, торгово-экономические отношения, несмотря на оценку 2005 года некоторыми политиками, некоторыми политологами в том смысле, что этот год был, дескать, провальным в украинско-российских отношениях. Хочу сказать, что это совершенно не так. В 2005 году у нас товарооборот, это основной показатель двусторонних отношений, так вот товарооборот возрос на 12 с лишним процентов. И мы впервые за всю историю двусторонних отношений перешли рубеж в 20 миллиардов долларов во внешней торговле между нашими государствами. Если сравнить, например, с 2002 годом, то увеличение такого товарооборота составляет в 2 с лишним раза. То есть динамика экономических, торговых отношений достаточно серьезная и мы удовлетворены таким ходом торгово-экономических отношений. В то же время понятно, что резервы есть и наши правительства работают как раз над тем, чтобы этот товарооборот постоянно рос, чтобы новые сферы хозяйственные Украины и РФ находили взаимосоприкосновение, взаимный интерес один к другому и эта торговля развивалась во всех сферах и во всех отраслях. В 2005 году поддерживался достаточно интенсивный уровень в контактах между руководством наших государств. Неоднократно встречались президенты Украины и РФ, премьер-министр Украины дважды побывал в Москве, ожидается сейчас очередная встреча премьер-министра Украины и РФ. Министры иностранных дел провели достаточно интенсивные и объемные переговоры сейчас, мы ожидаем визит министра иностранных дел РФ в Украину. Были встречи и контакты на уровне секретарей Советов Безопасности, на уровне глав администраций двух президентов, практически все министры Украины и РФ встречались и выстраивали свои отношения. Таким образом, диалог в 2005 году был достаточно активный, в то же время есть некоторые резервы и в этом отношении мы ждем с визитом в Украину президента РФ, мы готовимся к этому визиту и надеемся, что он состоится в ближайшее время. Я думаю, что этот визит положит начало работы той Межгосударственной комиссии, о которой я сказал. Хотя подразделения этой комиссии уже приступили к работе. У нас уже состоялся ряд заседаний подкомиссий большой этой комиссии. Сейчас на уровне премьер-министров готовится к заседанию Комитет по экономическому сотрудничеству. Одним словом, диалоги двустороннего контакта развиваются достаточно активно и мы надеемся, что в 2006 году эта интенсивность будет увеличена и будет более плодотворно развиваться сотрудничество. В то же время мы понимаем, что есть целый ряд проблемных вопросов, которые лежат на столе переговоров, которые стоят в повестке дня наших двусторонних отношений и если будет интерес к этим проблемным вопросам, мы могли бы остановиться несколько ниже.

Несколько слов могу сказать о внешней политике Украины. Есть, к сожалению, много спекуляций на эту тему. Есть много недопонимания. Есть много откровенного, неправдивого освещения внешней политики нашего государства. Одной фразой могу сказать: что после победы “оранжевой революции”, после прихода Виктора Ющенко на пост президента Украины мы очень четко сформулировали основные задачи внешней политики. Они (эти задачи) состоят из двух частей. Первая часть: это полноправное вступление в Европейский союз и в НАТО Украины. И вторая часть: развитие и углубление стратегического партнерства с РФ. Некоторые политологи в особенности, пытаются противопоставить эти 2 составные части. Мы отвергаем такое противопоставление и вместо такого союза “или” мы говорим и употребляем союз “и”, т.е. вступление в НАТО и в Европейский союз и развитие и углубление стратегического партнерства с РФ. Я думаю, что особо останавливаться на этих двух составных частях внешней политики во вступительном своем слове, нет необходимости. Если будет необходимость, мы можем прояснить эти положения уже в ходе вопросов-ответов. Какие проблемные вопросы мы видим в наших двусторонних отношениях? Первое, не по важности, а может быть по звучанию в последнее время в СМИ и интенсивности обсуждения этих вопросов. Первым проблемным вопросом мы видим необходимость введения пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины в правовое поле и в правовые рамки. Что имеется в виду под правовыми рамками? У нас есть двусторонние соглашения, базовые, как мы их называем, о условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины. Там расписаны, но если не все, то основные положения по пребыванию этих воинских формирований на территории Украины. Хочу употребить и подчеркнуть слово временное пребывание. Соглашения были подписаны в 1997 году. Эти соглашения подписаны на 20 лет. Т.е. срок пребывания Черноморского флота ограничен сроком пребывания 20-ю годами и датой 2017 год. Кроме этих 3-х соглашений есть законодательство Украины, которое регламентирует пребывание воинских формирований иноземных государств на ее территории. И основная проблема, которая состоит сегодня в пребывании Черноморского флота — введение такого пребывания и требования этих двух составных частей законодательства Украины и договорной базы между Украиной и РФ. Вторая задача, которая стоит перед нашими государствами, которая лежит на столе переговоров наших делегаций — завершение договорно-правового оформления государственной границы на морском участке. Длительное время, более 10 лет, у нас ведутся переговоры о установлении границы в Азовском море. О признании существующей границы в Керченском проливе и об установлении госграницы в Черном море. Есть серьезные подвижки, есть серьезные результаты по итогам проведенных переговоров. Но мы пока не вышли на согласованные решения по этим трем участкам наших совместных границ. Ожидаем, что в ближайшее время такие договоренности будут. В этом году мы планируем приступать к демаркации сухопутного участка границы. Что такое демаркация, я думаю, особенно разъяснять не нужно. Но если 2-я словами — это обозначение на местности делимитированной госграницы. Т.е. у нас подписан договор о госгранице и подписаны карты, на которых нанесена линия границы. Теперь задача будет в том, чтобы обозначить на местности эту существующую линию границы. Хочу сразу же прояснить и такую часть, что демаркация госграницы ни коем образом не связана с режимом пересечения границы. Т.е. речь не идет о строительстве каких-то заграждений из колючей проволоки, каких-то инженерных сооружений. Речь идет о установке на местности пограничных знаков, которые означают прохождение линии границы. Я почему останавливаюсь подробно на демаркации, потому что очень много спекуляций на эту тему было. Что между нашими братскими славянскими народами кто-то пытается возвести стену отчуждения, кто-то пытается разъединить наши народы и т.д. Все совершенно не так. Практически все государства в мире демаркировали свою границы, особенно в Европе, кроме новых государств, которые появились на политической карте в последнее время. А так между всеми в старой Европе, в том числе и бывший СССР, имел демаркированные границы со всеми своими соседями. Следующий вопрос: подписание соглашения о реадмиссии между нашими государствами. Два государства должны взять на себя обязательства принимать нелегальных мигрантов, которые незаконно попадают на территории Украины или РФ с территории другого государства. Это тоже мировая практика, европейская практика. Мы сейчас практически вышли на согласование этого соглашения, на завершение подготовки его. Стоит вопрос: раздел имущества бывшего Советского Союза за рубежом. Мы ведем двусторонние переговоры о разделе этого имущества. Имущества или размещения дипломатических представительств за рубежом. Не завершен процесс возврата валютных средств резидентом Украины из бывшего Внешэкономбанка СССР. Такие же долги остались и перед физическими лицами этого банка, те средства, которые были накоплены на счета в СССР, до сих пор нам не удалось вернуть 100% населению Украины. Следующей задачей стоит преодоление барьеров в торгово-экономических отношениях. К сожалению, сегодня есть несколько препятствий по пути свободного передвижения товаров между нашими государствами, которые и тогда создаются искусственно. Ну и последнее, пожалуй, из этого перечня проблемных вопросов — необходимость налаживания и выстраивания долгосрочных энергетических программ. Тот урок, который получила Украина, во время газовой проблематики. Он достаточно серьезный урок. Украина сделала соответствующие выводы и теперь необходимо нам вместе осуществить такие действия, чтобы этот урок нам пошел впрок нашим 2-м государствам. Вот, пожалуй, все, что я хотел сказать во вступительном слове. Спасибо за внимание.

Вопрос журналиста: Основные причины ввода запрета на ввоз мясо-молочных товаров из Украины? Как долго будет продолжаться этот конфликт?

Л.В. Осаволюк: Буквально в понедельник мы провели переговоры на уровне министерств с/х в Москве. От нас приезжал замминистра с/х Украины с делегацией, обменялись мы позициями на этот счет. Мы считаем, что принятые российской ветеринарной службой ограничения являются жесткими мерами. В то же время мы согласились с многими требованиями российской стороны, которые направлены на необходимость усиления ветеринарного и других видов контроля мясо-молочной продукции. В то же время мясо-молочную продукцию необходимо разбить на 2 части: мясная продукция и молочная. Потому что здесь несколько разные ситуации. Украина практически не поставляет в Россию мясо своего производства. Украина действительно является транзитной территорий для поставки в Россию мясной продукции. Продукция поступает из-за границ Украины. В тоже время мы понимаем, что и на эту продукцию должна быть распространена система серьезного ветеринарного фито-санитарного, санитарного контроля. Что касается молочной продукции? То Украина является достаточно серьезным поставщиком молочной продукции в РФ. Для нас болезненным оказалось решение ветеринарной службы РФ, распространить такие же жесткие ограничения и на молочную продукцию. Мы начали переговорный процесс и готовы, во-первых, Украина не отвергает те требования, которые предъявляются российскими контрольными органами. Мы готовы их все выслушать, принять и применить при осуществлении поставок молочной продукции на территорию РФ. К сожалению, как всегда это бывало у нас в прошлые годы, не обошлось здесь и без человеческого фактора. Когда жулики с одной стороны договорились с жуликами с другой стороны и попытались совместными усилиями обойти те контрольные службы и органы, которые должны действовать при таких поставках мясо-молочной продукции. Я думаю, мы исходим из того, что эта проблема в течение месяца-двух будет решена, потому что заинтересована и Украина, и РФ. Хочу подчеркнуть, что заинтересована РФ в молочной продукции и с Украиной, и в том числе, предприятия на территории Украины, собственниками которых являются граждане РФ. Они тоже заинтересованы, чтобы эти предприятия работали на полную мощность.

Вопрос журналиста: Скажите, какая ситуация сейчас с птичьим гриппом на Украине? Ведутся ли поставки куриного мяса в России?

Л.В. Осаволюк: Вы знаете, что в некоторых районах Крыма были обнаружены заболевания птицы этой болезнью, или эпидемией птичьего гриппа. Были приняты серьезные меры. И на уровне президента, и на уровне правительства, и на уровне ветеринарных служб. На сегодняшний день эта ситуация взята полностью под контроль. Она регулируемая, управляемая. И те средства, те меры, которые были приняты, они позволили поставить эту проблему в жесткие рамки и в рамки управляемости. Что касается поставок продукции мясо птицы на территорию РФ. Насколько я владею этой информацией, то сейчас приостановлены эти поставки, до решения всех вопросов по полной ликвидации этой проблемы птичьего гриппа.

Вопрос журналиста: А на территории других стран?

Л.В. Осаволюк: Я думаю, что все это введено в рамки требований. В том числе международной организацией здравоохранения и ветеринарных требований и правил. Есть определенные ограничения, но эти вопросы решаются на двустороннем уровне.

Вопрос журналиста: Какой сейчас статус у Крыма и какое положение русского языка на Украине?

Л.В. Осаволюк: Статус Крыма определен законодательством Украины и конституции Украины. Автономная республика Крым, из названия видно, что это автономная республика. Достаточно большие полномочия, достаточно большие права в правительстве Крыма, в верховном совете Крыма и каких-то проблем в определении этого статуса или, наоборот, в самом статусе нет. Я думаю, что все вопросы и все проблемные моменты по статусу автономной республики Крым урегулированы. Что касается статуса русского языка. Во многом это надуманный вопрос. Проблемы русского языка в Украине нет, не существует. Кто был в Украине, он знает, что русский язык, русская речь и на улицах, в СМИ, и на телевидении постоянно присутствует. У меня есть справка по этому вопросу. Если я не ошибаюсь 2/3 времени телевизионного эфира в Украине звучит на русском языке. Около 1,5 тыс. русскоязычных газет в Украине. Не знаю есть ли столько СМИ на украинском языке, я имею в виду печатных, видимо нет. Я не хочу приводить общеизвестные цифры по количеству русских школ, по изучению российского языка и т.д. Это известные цифры и они как раз говорят о том, что с русским языком в Украине все в порядке. В Крыму в прошлом году многие СМИ развернули компанию, что в Крыму запрещено изучать русский язык, учиться на русском языке. Это компания была повязана с открытием украинских школ в Крыму. Выдавалось наступление что ли на русский язык. Факты говорят о том, что 99% школ в Крыму — это школы на русском языке идет преподавание. Вопрос или проблемы нет. Я хочу сказать, что в некоторых новых странах, бывших союзных республиках СССР, вообще существует единственная школа на русском языке и то при посольстве РФ. Не хочу называть эти страны, я думаю, что вы их знаете и сами. В Киеве, как и во всех крупных городах, областных центрах, русскоязычных школ достаточно и проблемы с русским языком вообще нет.

Вопрос журналиста: Насколько большой вклад в оранжевую революции внесли молодежные организации?

Л.В. Осаволюк: Что касается участия молодежи в революции и ее решающей роли в оранжевой революции... С одной стороны я согласен с вашим утверждением, что большой вклад в победу новой команды, в победу оранжевой революции внесла молодежь. С другой стороны — и не совсем молодежь принимала очень активное участие в тех мероприятиях. Что касается активности молодежи Крыма, мы тоже не видим здесь абсолютно никакой проблемы. В то же время то, что касается каких-то сепаратистских, возможно, настроений в каких-то молодежных структурах или организациях, то это достаточно искусственно созданные проблемы, вопросы. По крайней мере, мы не знаем и не видим проблемы на таком региональном уровне и тем более на всеукраинском уровне среди молодежи об статусах тех или иных регионов, или о каких-то сепаратистских направлениях. Само понятие и само слово сепаратизм, оно достаточно серьезное обвинение. Если такие правоохранительные органы такие выводы что ли сделают тем или иным движениям, то, естественно, будут приняты самые жесткие меры к таким деятелям.

Вопрос журналиста: Власти Украины утверждают: что один из членов Правительства РФ сказал, что Украина просит получение большего объема газа, чем предусмотрено соглашением от 4.01.2006. Каковы сейчас объемы? Достаточны ли они?

Л.В. Осаволюк: Что касается газовой ситуации или проблематики. Вы знаете, что в ночь с 3 на 4-е января 06 года было подписано трехстороннее соглашение между Газпромом, Укрнефтегазом и компанией Росукрэнерго 3-х стороннее соглашение. Оно касается регулирования проблем поставок газа в Украину и транспортировки и транзита газа через территорию Украины. Там прописаны основные положения, которые касаются и цены газа, и цены за транзит, т.н. тарифа, и объемов газа, поставляемых на территорию Украины. Что касается нынешней ситуации, буквально вчера-сегодня? То, действительно, в связи с теми морозами, которые пришли и в Украину, Украина вышла на пик потребления газа и в некоторые моменты даже превысила этот пик. Правительство Украины принимает сейчас серьезные шаги по урегулирования количества употребляемого газа и наши соответствующие структуры находятся в постоянном контакте в первую очередь с Газпромом Украины и с компанией Росукрэнерго, которая ответственна за транспортировку газа через территорию Украины. И объяснения, возможно, некоторым сверхлимитным потреблениям газа найдены для партнеров. В то же время, как записано в договорах, лимитов на каждый день потребления газа нет. Есть и установлены предельные нормы потребления на длительный период: месячные нормы потребления. Так вот, за пределы месячных норм Украина не вышла. И я думаю, что те структуры, которые работают в этом направлении, они урегулируют этот вопрос. Еще раз повторяю, в связи с небывало низкими температурами на Украине, потребление газа существенно увеличилось. Я думаю, что тут особенно объяснять, почему это так сделано, нет необходимости. Спасибо.

Вопрос журналиста: Вы сказали, что ожидаете визит президента России на Украину. Скажите, этот визит пройдет до парламентских выборов? И какие вопросы будут решаться на этих переговорах? Какие результаты переговоров президента Туркменистана с членами правительства Украины?

Л.В. Осаволюк: О сроках визита президента РФ на Украины я пока не могу вам сказать, процесс находится в согласовании. Официальное приглашение президент Путин получил от президента Ющенко. Вопросы, которые будут стоять в повестке дня, они очевидны. В первую очередь — это работа и функционирование совместной межгосударственной комиссии Ющенко-Путин. А эта комиссия включает в себя практически все вопросы двустороннего сотрудничества: и экономические, и политические, и флот, и граница, и т.д. Что касается переговоров и консультаций с президентом Туркменистана в Москве. Действительно, в воскресенье, во время пребывания президента Туркменистана с визитом в РФ, состоялась встреча президента с членами правительства Украины. Украинскую делегацию возглавлял министр по топливу и энергетике Плачков. Вопросы обсуждались традиционные и стандартные — это вопросы поставок туркменского газа на Украину. И цена на газ, и объемы газа, и условия транспортировки через территорию РФ, через территорию других государств. Вы знаете, что Туркменистан является основным поставщиком газа в Украину и у нас есть с ним серьезные договоренности и соглашения. Как раз вокруг этого и шли в основном переговоры и консультации. В то же время касались и других вопросов двустороннего сотрудничества. В первую очередь, в энергетической сфере.

Вопрос журналиста: Вы сказали, что соглашение пребывания Черноморского флота РФ будет действительно до 2017 года. Тогда почему именно сейчас этот вопрос так актуален?

Л.В. Осаволюк: Актуальность этого вопроса не нова и она не сейчас вышла на повестку дня наших отношений и наших переговоров. Этот вопрос давний, достаточно долго, начиная с 1997 года, с момента подписания этих базовых соглашений велись и ведутся переговоры на разных уровнях. Достаточно много вопросов, которые не полностью урегулированы в двустороннем соглашении. Например, этими соглашениями четко определен перечень объектов, перечень площадей, которые передаются Украиной Черноморскому флоту в использование. Все остальные объекты, в том числе и маяки, о которых вы, видимо, хотите спросить, они должны быть переданы Украине еще в 1997 году, сразу после подписания этих базовых соглашений по Черноморскому флоту. К сожалению, такая передача до сих пор не осуществлена. И этот вопрос Украина ставит постоянно. Просто сейчас несколько заострилась эта проблема. Как раз по передаче незаконно удерживаемых объектов и площадей, территорий Черноморским флотом. Что касается маяков и средств гидронавигационной службы? То по многим маякам есть решение судов, которые необходимо выполнять обеим государствам. Я в вступительном слове коснулся условий пребывания Черноморского флота и сказал, что главная проблема состоит в том, чтобы ввести это пребывание в правовое поле. Как только….

Вопрос журналиста: Когда должны были быть переданы Украине гидро-навигационные сооружения, в т.ч. маяки?

Л.В. Осаволюк: Сразу же после подписания, в 1997. Проблема состояла в чем? Вы помните ситуацию с 91-го года по 97-й год, которая заключалась в том, что сначала это был Черноморский флот СССР, потом он стал ничей, потом президенты договорились, что это будет совместный Черноморский флот. Пока он был совместным, шли переговоры по подготовке этих базовых соглашений. Как только подписали соглашение в 97-м году, часть из состава Черноморского флота перешла к военно-морским силам Украины — корабли, суда и другие средства. И часть сразу же, в соглашении было выписано: часть территории, объектов, сооружений тоже перешла в пользование военно-морскими силами Украины. А остальная часть, которая отошла к Черноморскому флоту РФ, до сих пор находится под управлением Черноморского флота. Но была и третья составная часть — та, которая не попала ни в перечень объектов для Черноморского флота и перечень объектов для военно-морских сил Украины. Так вот эта часть, она априори, как бы само собой подразумевалось, что она однозначно сразу же после подписания соглашений, будет передана властям Крыма, властям Украины. К сожалению, этот вопрос затянулся до сих пор.

Вопрос журналиста: Многие эксперты, политологи считают, что именно из-за стремления Украины вступить в НАТО и вытекают многие проблемы между нашими странами: между Россией и Украиной. Зачем Украине вступать в НАТО?

Л.В. Осаволюк: Мы слышим такое противоставление со многих источников и считаем их необоснованными. Я уже сказал, что мы не видим противоречий в стремлении Украины вступить в НАТО и Европейский союз, и в развитии стратегического партнерства. Зачем Украине НАТО? Зачем Украине Европейский союз? Украина — Европейское государство. Ценности, которые исповедует народ Украины — европейские ценности. Мы видим НАТО не как военный блок, не как какой-то агрессивный военный блок, а как политический клуб, который, если хотите, дает серьезные гарантии государствам, членам этого клуба: гарантии независимости, суверенитета, неприкосновенности госграниц. И я не знаю, например, из членов НАТО, в том числе, которые вступили в этот клуб в последнее время, в том числе из бывшего соцлагеря, в том числе из бывших союзных республик СССР, так вот, я не вижу ни одного государства, которое пожалело о том, что оно вступило в НАТО. Нет таких государств. Все государства, которые приобрели это полноправное членство только выиграли от этого. Те страшилки, которые иногда звучат, что вот военно-промышленный комплекс тогда рухнет, что вот Украина должна будет вносить там огромные какие-то мифические взносы в блок НАТО, экономические взносы. Это все от Лукавого.

Вопрос журналиста: Какой процент от населения Украины по соцопросам выступает за вхождение Украины в НАТО и сколько против?

Л.В. Осаволюк: Социологический опрос — это вещь такая, что каждый клуб или каждый орган, который проводит эти опросы, он проводит их в заданном направлении. Они правдивы и мы их учитываем, естественно. Референдума в Украине не было, как вы знаете, по вступлению в НАТО, потому что еще мы туда не вступаем. К сожалению, путь от провозглашенных стремлений или от провозглашенной программы до самого вступления, этот путь достаточно длительный. И есть целый ряд условий, которые должна выполнить страна-кандидат для вступления в этот блок.

П.М. Спектор: Большое спасибо уважаемые коллеги, у нас уже начинается следующая программа — телефонное общение с читателями “МК”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру