Голая матрешка… Нет, это не эротическая фантазия русофоба, это эмблема выставки “Обнаженная Россия”. В трех огромных залах несколько сотен полотен с изображением обнаженной натуры. В основном женской. Главный зал выставки заняли картины известного портретиста Никаса Сафронова. Занятно, но раздетых политиков и актрис среди выставленных работ не оказалось. О голом и прекрасном мы решили поговорить с самим живописцем.
— Никас, почему все-таки на протяжении столетий живописцы рисуют голую женщину?
— Человек рождается голым. К тому же обнаженная натура — основа живописи. Женщина одетая или раздетая всегда волнует воображение художника. А женское тело — это неповторимая природная гармония, бесконечно прекрасная. Банально, но факт, женщина — вечный источник вдохновения.
— Тем не менее среди выставленных работ есть и картина, на которой изображен обнаженный мужчина.
— Она называется “Георгий и змей”. Это мой автопортрет, который я написал студентом, учась на пятом курсе вуза, используя зеркала. По одной из версий, Георгий не убивал змея, а всего лишь молился, и он уполз. Я думал именно об этом, когда писал эту картину.
— Изображение обнаженного тела обязательно должно быть эротичным и вызывать желание?
— Каждый видит что-то свое. Главное — эстетика обнаженного тела. И уж точно это не должно быть пошлым. Я был в одном замке, где раз в месяц обедает английская королева. В огромной столовой прямо над камином висит полотно, написанное в XVI веке, на котором изображена обнаженная женщина.
— Кто изображен на ваших картинах?
— Мои знакомые, мои натурщицы. При этом им не обязательно раздеваться. Порой я сам мысленно раздеваю их. Иногда я даже прибавляю своим моделям формы.
— На некоторых картинах обнаженные женщины изображены с головами различных животных. Ваши знакомые узнают себя на этих картинах?
— Не всегда. А порой узнают, даже если никогда не позировали.