Массовый заплыв в свитерах

Актеры ходят по рекам и стенам домов

30 января 2006 в 00:00, просмотров: 393

МХТ им. Чехова продолжает искать правду жизни в литературе эпохи СССР.Во всяком случае, вторая за неделю премьера на Малой сцене Художественного — по рассказам Владимира Маканина — вызывает не меньший интерес, чем инсценировка прозы Распутина. “Река с быстрым течением” — так называется спектакль в постановке Марины Брусникиной.

Брусникина заставила своих артистов ходить по городу в прямом смысле слова. Под ногами у них не пол, а улицы, реки, стены домов — простая, но удачная находка сценографа Кузнецовой. В городе живут люди, которые для правильного советского писателя не представляли интереса, так же, как и сегодня не являются объектом внимания современной драматургии. Не доблестные труженики СССР, ни олигархи, ни братва из криминальных структур, а просто люди, что ходят парами и завтракают “колбасой с яйцом”. У них даже есть фамилии — Ткачев, Корнеев, Ключкарев, Алимушкин… Но, можно сказать, просто Он и Она проживают на земле свою прозу.

В прозе, талантливо прописанной Владимиром Маканиным, Брусникина ищет свою поэзию. На поиски она призвала чисто женскую команду: сценограф, художник по костюму и свету — дамы весьма талантливые. В диалоге сценографа и художника по костюмам (Светлана Калинина) — уютное единодушие. Одна разбросала по городу клубки шерсти, другая — связала из них большие мягкие свитера, в которые и одеты актеры. Похоже, теплый трикотаж — единственное, что защищает героев не только от плохой погоды.

“Реку” можно назвать бесконтактным действием. На два с половиной часа — всего один поцелуй, одни объятия и одно рукоприкладство. Все остальное — игра слов, а не рук. Так что, когда персонаж сообщает: “Мы лежим в постели”, не ждите кровати и поз под простыней. А есть диалог в ней — сильный, пробирающий.

Диалог — тот основной способ, с помощью которого герои передвигаются по городу и заполняющим его рекам. У каждой — свое течение, и каждый барахтается в них как может. Чаще всего медленно и грустно по результату. Но то, что из довольно печальной прозы удалось достать комичное и схватиться за него, как утопающему за соломинку, — большое достижение режиссера Брусникиной и ее артистов. Замечательно работают Валерий Трошин, Игорь Золотовицкий, Ольга Литвинова, Янина Колесниченко, Павел Ващилин, Кристина Бабушкина.



Партнеры