Тему пробок пора зарыть?

Под Москвой предлагают проложить два 20-километровых тоннеля

31 января 2006 в 00:00, просмотров: 202

Тоннельная ассоциация России совместно со специалистами Горного университета подготовила проект, поверить в реальность которого практически невозможно. Двумя подземными тоннелями планируется соединить северную часть Москвы с южной. Аналогичная схема организации транспортного движения пока существует только в Лондоне. Авторы идеи уверяют, что при наличии денег и желании властей российская столица может утереть нос туманному Альбиону, став пионером в области строительства протяженных подземных магистралей.


Первую трассу проектировщики предлагают проложить от выезда с Ярославского шоссе на МКАД до пересечения Ленинского проспекта с Ломоносовским. Вторая пройдет от Речного вокзала до Волгоградского проспекта и улицы Академика Скрябина. Где-то в районе Третьего транспортного кольца они пересекутся. Планируется, что каждая подземная магистраль будет состоять из двух параллельных тоннелей с односторонней организацией движения. Протяженность каждого — 20 километров! (Для сравнения: длина Лефортовского тоннеля — 2,5 км, строящихся тоннелей под Серебряноборческим лесничеством — 1,5 км, Третьего транспортного кольца — 35 км.) Ширина проезжей части — 4 полосы в каждую сторону. Через каждые 1,5—2 км из подземелья можно будет выехать в город. Кроме того, автомобилисты получат возможность, не поднимаясь на поверхность, переехать с одной подземной трассы на другую и сменить направление движения. Проектировщики называют свой проект технологически сложным, но вполне осуществимым. Правда, немецкой технике, с помощью которой в Москве строили Лефортовский тоннель, эта задачка не по зубам. Ученые Горного университета разработали собственную модель проходческого комплекса, способного рыть тоннели разного диаметра и более рациональной овальной формы. Машина сама пророет и основную магистраль, и съезды-выезды в нее, и комплексы выработки, в которых планируется разместить остановки городского транспорта, а также лифты и переходы на станции метрополитена.

Самой уязвимой частью своего проекта Тоннельная ассоциация считает деньги. По самым скромным оценкам, строительство одного погонного метра тоннеля диаметром 14,2 м обойдется в 50—70 тыс. евро. Частные инвестиции в проект привлекать бессмысленно. А столичный бюджет при отсутствии дорожного фонда такие расходы в ближайшей перспективе вряд ли потянет.


КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Главный инженер проектов транспортной мастерской НИиПИ Генплана Москвы Татьяна СИГАЕВА:

— Тоннели, которые хотят проложить через тело города? Это безумно дорогое удовольствие, и непонятно, стоит ли оно того, но в принципе пофантазировать можно. Но представьте себе: во-первых, нужно скрупулезно учитывать, как будут развиваться территории в местах прохождения тоннелей. Во-вторых, выезды на поверхность через 2 километра — это, конечно, хорошо, но какими же огромными должны быть пандусы-съезды! Получится ли сделать это в центре города, к тому же напичканном коммуникациями? Кстати, никогда прежде такие предложения не обсуждались.

Главный инженер проектов института “Гипротрансмост” Сергей НИКУЛИН:

— Если строить тоннели на большой глубине, наверное, можно пройти, не зацепив коммуникации. Метро пролегает на разных глубинах, даже в центре — и в пределах верхних 5 метров, и на 80 метрах. Но главная проблема — в городских коммуникациях. Основные из них расположены на глубине до 3 метров, на глубине до 10 метров они тоже встречаются. Кроме того, под землей есть и реки в трубах, и много чего еще. А вот между 20 и 40 метрами коммуникаций практически нет. Поэтому это должен быть тоннель глубже 20 метров, чтобы пересекать только метро.

Замгендиректора ГУП “Гормост” Владимир ФЕДОСЕЕВ:

— Я думаю, что при наличии денег такое строительства реально. А вот времени оно займет немало. Считайте: 2,5 км глубокого Лефортовского тоннеля щит прошел примерно за год. Значит, минимальный срок строительства одного 20-километрового тоннеля — 10 лет. Но открывать его можно по частям.




Партнеры