Коммунальный переворот – вот!

В отдельно взятом московском районе

1 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 464

Холода приходят и уходят, а проблемы с теплом у нас остаются. Впрочем, не все москвичи опасаются второго пришествия лютых морозов. В районе “Сокол” нужную температуру в квартирах поддерживает специальная компьютерная система. Тут все как в лучших домах Лондона: от ТЭЦ до потребителя можно проследить путь горячей воды. Ну а если кое-где у них порой и случится авария, то не обязательно наугад копать траншеи на улицах.


В Едином центре безопасности и оперативно-диспетчерского управления — как в бункере войск противовоздушной обороны. На стене висит большая карта микрорайона, на ней мерцают огоньки — стационарные пункты передачи информации по громкоговорящей связи. Всего на территории управы таких пунктов — 13. Однако в лютые холода москвичи предпочитают сидеть дома и о своих коммунальных неудобствах сообщать по телефону.

Спрашиваю: сколько таких тревожных звонков поступило на пульт в первую “волну” холодов, когда в некоторых регионах происходили неслыханные коммунальные ЧП? Оказывается, что… ни единого! Может ли быть такое? Чтоб в экстремальных условиях нигде не рвануло и ничего не отключилось? Оказывается, может.

С главным диспетчером ДЕЗ “Сокол” Ольгой Короткевич подходим к компьютеру, на который в режиме on-line стекается вся информация о подаче в квартиры горячей и холодной воды, а также тепла. Оператор смотрит первый попавшийся дом (всего под неусыпным оком центра 177 жилых строений, 2 поликлиники, 8 школ, один травмопункт, магазины и прочие объекты социалки) по улице Алабяна, 17, корп. 2: это одноподъездная 9-этажная башня. Монитор высвечивает, при какой температуре с ТЭЦ в середине января выходила горячая вода (по нормативам не менее 80°С) и при какой она подавалась в краны в квартирах (не менее 50°С). Все параметры в тот период находились в норме.

Специально для “МК” оператор смотрит подачу тепла. На выходе оно должно составлять не меньше 130°С, на входе в дом 80°С, а на обратном пути (снова на ТЭЦ) — 60°С. Тут тоже все как в аптеке. Более того, в режиме реального времени можно посмотреть график подачи тепла по домам управы. На данный момент на графике глубокий провал: дом на Алабяна потребляет 3,19 Гк в час, почти вдвое меньше, чем рассчитано по максимальной загрузке, когда в городе стояли трескучие морозы.

— Вы удивляетесь, что нам не поступило ни одной жалобы, — говорит заместитель главы управы района “Сокол” Валентина Кильдиярова. — Прямо на мониторе мы видим нарушения на линии. Вчера на одном из домов компьютер показал пониженную подачу тепла. Осмотрели всю цепочку, оказалось, что горячая вода выходит с пониженной температурой еще с ТЭЦ, значит, там и нужно искать неисправность. Ремонтники быстро устранили аварию, они точно знали, где произошла поломка. Не было бы этой системы, причину аварии пришлось бы искать несколько часов…

Этот центр в микрорайоне “Сокол” пока что единственный и неповторимый — что в Москве, что в России. И он вряд ли уступает аналогичным службам в Нью-Йорке или Париже. Нужно ли говорить, что он предмет особой гордости городских властей, своего рода “песня о Соколе”? Сюда со всей страны едут коммунальщики посмотреть, как нужно правильно организовать работу ЖКХ. По секрету скажем, что мэрия решила не мелочиться и тут же, в центре, разместила несколько десятков мониторов, которые отслеживают видеоинформацию с жилых подъездов в микрорайоне. Операторы круглосуточно наблюдают за тем, кто входит и выходит из подъезда, а если вдруг появляются подозрительные лица с чемоданами и баулами, то картинка увеличивается на весь экран, подозрительные физиономии записываются на пленку, и она передается “куда положено”. В общем, кривая преступности и угона машин от подъездов в “Соколе” резко пошла на снижение!

Хотя в основном система задумана для ежедневного автоматического учета потребления воды и тепла в квартирах, давления в магистралях. В конце месяца все данные “сбрасываются” в единый расчетный центр, где москвичам начисляют оплату за услуги ЖКХ. Никакой бумажной бухгалтерии, все по оптоволоконной связи, и данные могут храниться в электронном архиве в течение нескольких лет.

Вот если бы еще кривая тарифов на коммуналку пошла на снижение! Но чудес на свете не бывает, в этом году в столице они выросли на 30%, и тут даже электроника бессильна.




    Партнеры