Залетай, планетой будешь!

В Солнечную систему хотят принять нового члена

10-я, 11-я, 12-я... Сколько бы вы хотели иметь планет в нашей Солнечной системе? Вопрос о включении новичка в список полноценных ее членов встал на днях особенно остро. Речь идет о недавно открытом гигантском ледяном астероиде. Он расположен в три раза дальше от Солнца, чем Плутон, и тем не менее претендует на звание планеты Солнечной системы. Еще бы, ведь он значительно крупнее Плутона — целых 3100 километров в диаметре! И даже имя ему уже присвоили — Ксена или Зена, что значит “Королева воинов”.

— Я не знаю — называть ли Ксену планетой или нет. Это очень трудно. Моя голова с научной точки зрения тянется к одному решению, а мое сердце — к другому! — восклицает профессор Алан Фитцсиммонс из Королевского университета в Белфасте.

Комментарий ученого отражает эмоциональное состояние большинства западных астрономов. Когда летом в поясе Койпера обнаружили Седну (около 1600 км в диаметре), она тоже претендовала на звание 10-й планеты Солнечной системы. Главными ее козырями были приличные размеры, ненамного уступающие Плутону с его 2360 километрами, и стабильная орбита. И все-таки Международный астрономический союз сказал “нет”. Мало того, наличие в окрестностях Плутона подобных тел поставило под сомнение его собственный статус. “Плутон — это не планета, а такой же ледяной астероид, каких за Нептуном — тьма-тьмущая”, — заявляли некоторые американские, да и российские астрономы. Но в итоге девятую планету оставили в покое.

И вот теперь открытие Ксены (официальное ее обозначение — 2003 UB313) вновь всколыхнуло ученые умы. Ее “папа” Майкл Браун из Калифорнийского технологического института сначала оценил диаметр ледяного “кусочка” (от 2210 километров до 3550 километров). Более же точное измерение, выполненное его немецкими коллегами при помощи 30-метрового радиотелескопа, только подтвердило гипотезу. Результат: диаметр Ксены составляет 3100 километров. Плюс ко всему, у нее есть и свой спутник — Габриэлла.

Сам Браун и его единомышленники предлагают сразу причислить новичка к лику... планет. Однако окончательное слово за Генеральной ассамблеей Международного астрономического союза, которая запланирована на август этого года. На ней решится, произойдет в Солнечной системе переворот или нет.

А что думают обо всем этом российские исследователи звездного неба? “МК” связался с профессором Института астрономии РАН Александром Тутуковым.

— Я не сомневаюсь в том, что Ксена, как и другие тела, найденные в последнее время в поясе Койпера, — это ледяные астероиды и не более того, — пояснил профессор, — и нет никаких оснований записывать их в планеты. Ведь астрономы всего мира давно сходятся во мнении, что планетой мы признаем теперь лишь то тело, которое будет превышать размеры Меркурия (4800 км). Только начиная с этой отметки небесное тело перестает быть астероидом, у него появляется ядро.

— А сам Плутон — это все-таки планета?

— Ему еще предстоит стать настоящей планетой в далеком-далеком будущем. Плутон сейчас находится на этапе своего формирования. Все Седны и Ксены, которые являются его сестрами по поясу Койпера, рано или поздно сольются с Плутоном или, наоборот, поглотят его. Но окончательное становление полноценной планеты вряд ли завершится даже через 15—20 миллиардов лет. Кстати, к тому времени раздувшееся Солнце поглотит основные 8 планет, а Плутон, благодаря тому, что он — самая дальняя планета, избежит этой участи. Взорвавшись, наше светило превратится в звездного карлика и будет еще очень долго существовать в таком виде наедине с Плутоном.

— До каких пор?

— До тех пор, пока какая-нибудь другая блуждающая звезда не перетянет нашу 9-ю планету в свою систему.