Колбаса в гипсе

Ветеринар Дмитрий Васильев: “Игуана — это корова в миниатюре

“Вам придется подождать, у меня пациентка”, — у Дмитрия Васильева, старшего герпетолога Московского зоопарка, на приеме черепаха. Больная лежит на столе под лампой. Ее хозяйку насторожили красные пятна, выступившие на брюшке тортилы. У бедняжки оказался букет болезней, в том числе микоз и цистит, но подозрение на почечную недостаточность, к счастью, не подтвердилось.


— Как прощупать почки у черепахи?

— Если черепаха довольно большого размера, больше 12 см, то в задний проход влезает мизинец. Опытный врач может найти шейку мочевого пузыря и прощупать некоторые органы: кишечник, почки, яичники. Черепахе эти манипуляции, конечно, неприятны, но приходится потерпеть. Червяку я бы, наверное, не сумел сделать операцию. Но если есть кости, то возможны и травмы. Вместе с нейрохирургом делали операцию даже на позвоночнике сцинкам, игуанам. Когда животное очень маленькое, приходится придумывать всевозможные ухищрения, потому что далеко не всегда стандартные материалы, инструменты и наркоз подходят.

Пациенты у Дмитрия Борисовича тоже нестандартные: крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы, лягушки. Эти животные везде считаются экзотическими, даже там, где их хоть пруд пруди.

— Если черепахи давно обосновались в городских квартирах, то прочие экзоты стали появляться в начале 90-х, когда на них установилась мода. Моя подруга за бешеные деньги приобрела лемура, который довольно быстро пробил солидную брешь в ее бюджете: зверек зимой и летом требовал тропические фрукты. А игуаны тогда вообще были лидерами продаж.

— Сейчас отмечается некоторый спад интереса к экзотическим животным. Рынок стабилизировался, стал более цивилизованным, круг владельцев расширился. Если раньше в зоомагазине можно было приобрести черепашку или ужика, то сегодня без проблем покупают игуану или маленького питона. Но если в США, к примеру, в 94-м году продали миллион игуан, то у нас реализуется порядка 3 тысяч в год.

— Кто никогда не держал экзотов, наверное, может столкнуться с малоприятными сюрпризами...

— Как-то девочка приносила гюрзу в банке, купленную как ужа! Непросто с хамелеонами — это одни из самых нежных и прихотливых рептилий. И я бы ни в коем случае не рекомендовал начинать с крокодила — это безответственно. Иногда несведущие люди приобретают маленького крокодильчика, который превращается в монстра внушительных размеров. В природе встречаются иногда мелкие виды типа тупорылого крокодила, но, к примеру, черный кайман вырастает до четырех с половиной метров. А длина взрослого нильского крокодила достигает семиметровой отметки. Трудно представить себе такого постояльца в квартире.

— Большинство людей держат животных для души. Пушистых зверей приятно гладить, прижимать к себе, целовать в мордочку. Разве рептилии подходят на роль “петс”, как говорят американцы?

— Это зависит от граждан, которые пытаются использовать пресмыкающихся как компаньонов. Никому не приходит в голову запускать с собой в ванну аквариумных рыбок, но вот игуан без конца таскают на себе, а питонов берут в постель. Есть существа, которыми положено только любоваться.

— Можно ли рассчитывать на взаимность со стороны рептилий? Испытывают ли они такие чувства, как привязанность?

— Мне кажется они нас терпят. Узнают своих и чужих. У них хорошее обоняние, цветное зрение. Они знают, кто их кормит и в какое время, но это знание есть и у рыбок. Пресмыкающимся хватает интеллекта и органов чувств, чтобы разобраться в ситуации. К примеру, многие, особенно наши старые пациенты, довольно нервно реагируют на ветеринарного врача. Но если млекопитающие воспринимают человеческие нежности: объятия, поглаживания, поцелуи — как знакомые по детским впечатлениям материнские вылизывания, то у рептилии, которая рождается одна в своей яме и никогда не видит родителей, такая предрасположенность отсутствует. Когда мы берем черепашку и начинаем ее гладить, она замирает и жмурится. Мне кажется, она испытывает стресс, потому что прикрывание глаз — одна из стрессовых поведенческих реакций.

— Довольно высокая заболеваемость и смертность экзотов, наверное, связаны с тем, что владельцы не знают, как с ними обращаться.

— Около 60 процентов случаев — детские болячки, связанные с неправильным содержанием. Когда у животного медленный метаболизм, а у рептилий он в 16 раз медленнее, чем у млекопитающих, соответственно, в таком же темпе развиваются болезни. Клинические симптомы появляются слишком поздно. Мы можем довести черепаху до такого состояния, при котором морская свинка давно бы уже умерла. Я видел пресмыкающихся с рахитом 4-й стадии, когда все кости переломаны, кровь не сворачивается, кишечник не работает. Если несчастных и удается спасти, то приобретенные уродства остаются до конца. Черепаха еще может выдержать жизнь на полу, но маленький растущий хамелеон или игуана, которых кормят одним салатом, обречены на стопроцентный рахит, когда лечить уже бесполезно.

— Наверное, даже врач может прийти в ужас от состояния зверей?

— Представьте себе маленьких ящериц зублефаров с четырьмя сломанными лапами и переломом позвоночника! Можно подумать, что они попали под машину. Пациент весь в гипсе, как колбаса, — жалкая картина. А черепахи почти в жидком состоянии, а змеи с пропущенными линьками, которые выглядели, как сапог, даже шевелиться не могли! Сцинки синеязыкие с тяжеленной пневмонией — я не знаю, что надо сделать, чтобы довести до этого. Кривые, косые, несчастные создания. Или игуанка в терминальной стадии нефрита, почки увеличены раз в семь, она даже сквозь них не может покакать. Саламандры тоже болеют. У кого-то водянка, у кого-то фиброма, кто-то камень проглотил.

— Бывает, что экзотов кормят с хозяйского стола?

— Животное можно воспитать так, что оно будет употреблять совершенно несвойственный его виду корм. Одна моя пациентка-черепашка ела только розовый виноград. Была игуана, предпочитавшая исключительно сыр. А ведь это корова в миниатюре, она должна питаться только травой. Если игуану приучить к гамбургерам или крабовым палочкам, к трем годам она останется без почек. Крокодил, конечно, не откажется от куриного филе или домашних котлет, но его нормальная пища — кости и шерсть.

— Как они чувствуют себя в московских квартирах?

— Пустынному зверю необходимо яркое освещение. Интенсивность света измеряется в люксах. У меня на столе всего люкс 200, хотя горят 4 лампы, а в середине летнего дня при легкой облачности около 2000 люкс. Это как мощная лампа дневного света. Дневные звери, в отличие от нас, видят ультрафиолет, но не весь его спектр. Если на поверхности воды ультрафиолет не блестит, животное не увидит воду и не сможет пить. Из поилки рептилий пить не научишь.

За исключением немногих видов, живущих в пещерах, рептилиям не хватает градуса. Многие владельцы искренне считают, что у них дома достаточно тепло — 24°. Но для игуаны оптимальная температура 36°. Хотя бы 2 часа в день она должна иметь возможность посидеть под лампой, чтобы нагреться до своих законных тридцати шести. Для рептилий 25° — это минимум. У них даже антитела при болезни не вырабатываются, если температура воздуха меньше 26. Тропический крокодил нуждается в привычном климате. Ему надо, чтобы вода нагревалась до 26°—28°, а на берегу было 32°. Ночью должны гореть красные лампы, чтобы погреться.

— Сколько жизненного пространства требуется животным?

— Существуют определенные минимумы, которые регламентированы в Европе. К примеру, диагональ в террариуме у животных длинных и хвостатых должна быть в полтора раза больше их длины. У игуаны хвост длинный и жесткий, и если она не может свободно разворачиваться, то травмирует его. Есть виды, которые вообще не выносят тесного пространства. Плащеносным ящерицам надо много места. Хамелеоны по натуре одиночки.

— Приносят ли в зоопарк подкидышей?

— Периодически подбрасывают в корзинке, как младенцев. Я с этим явлением столкнулся еще в Стокгольме. Небольшой город, по сравнению с Москвой — всего миллион жителей, но в зоопарк в год сдавали примерно 700—800 красноухих черепах. То же самое происходит и у нас. Сдают в основном больных, увечных. Мы всех брать не можем, зоопарк — это не приют.

Но никому не нужных животных-инвалидов все-таки выхаживают и пригревают. Доктор показывает мне черепаху, которую буквально вытащил с того света. Несчастная попала под машину. У тортилы был расколот панцирь, разорван желудок, раздавлены легкие, повреждена печень. В довершение ко всему начался перитонит. Дмитрий Васильев сделал ей несколько ювелирных операций. Даже панцирь зажил, трещина затянулась соединительной тканью. Теперь черепаха перебирает лапами и с любопытством вытягивает морщинистую шею. Значит, будет жить!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру